Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
17.07.2014

Рецензия на книгу «Святогорец» инока Всеволода (Филипьева).

Рецензия на книгу «Святогорец» инока Всеволода (Филипьева)

http://vk.com/svatogorec?w=wall-59435398_91

Сказать, что сегодняшняя литература ищет положительного героя – всё равно, что ничего не сказать. Положительного героя ищет современная жизнь. И в этом смысле я бы порекомендовал новую книгу инока Всеволода в качестве душеполезного чтения для детей и подростков. И это не случайно. Эта книга для того возраста, который чуть раньше возраста Питера Пэна, когда личность уже созрела, но половое созревание еще не произошло. Это возраст того детства, когда ещё всё всерьёз, когда мы взахлеб читаем о разведке, о неведомых странах. Хотя, на самом деле, эта книга может быть полезна и взрослым. Ведь Христос сказал, что «будьте как дети»... Это попытка вернуться в возраст поиска идеалов.

Книга о.Всеволода, подвизающегося на «алтаре» Св.Афона, там, где пока еще не ездят на машинах и где еще нет коммуникаций. Эта книга – еще одно свидетельство того, что Афон очень приблизился к России. Это свидетельство с Русского Афона. И видно, что эту книгу писал русский инок.

А может быть это даже попытка найти новое слово в русской литературе. Если в предыдущих книгах о. Всеволода очень чувствовалось влияние Достоевского, то здесь происходит восхождение к значительно более глубоким пластам русской литературы, к каким относится, например, «Повесть о Варлааме и Иоасафе», сюжет которой, кстати, несколько раз вспоминается в «Святогорце». На первый взгляд, повесть очень проста, даже наивна, и именно этой детской наивности и простоты хочется пожелать читателям и в самой жизни. Несмотря на кажущуюся простоту. . .

Я думаю, что для кого-то повесть откроет совершенно особые глубины и горизонты.

Причем особенно поражаешься тому, как в эту простоту инкрустированы драгоценные камни, с какой скромностью и смирением они передаются читателю. Но это я думаю для того, чтобы кому не надо – не распродал их, где не надо, ибо уверен, с нечистым сердцем он их даже не обнаружит.

Может быть, именно для этого иногда в книге есть и некие промахи, которые придают книге излишнюю рассудочность. Чтобы не потерять бисера.

Читая книгу и ее главный вывод, мне вспомнились слова одного некогда очень влиятельного человека – судьбы мира решаются в кельях старцев.


Рецензия №2

Петляя – в небо

В чем на наш взгляд достоинство книги о. Всеволода «Святогорец»?

В том, что читая ее, ты становишься немного ребенком, погружаешься в детский мир, а точнее в серьезный детский мир.

Прозу инока Всеволода Филиппьева всегда отличал особенный приключенческий стиль, берущий свое начало в русской литературе еще от Достоевского.

Но если у Достоевского это были приключения, полные психологизма, то у инока Всеволода это приключения духовные. К ним можно было отнестись несерьезно. Но тот, кто не способен всерьез отнестись к своему детству, к своей юности, тот уже совсем зачерствел, и суета этого мира забрала уже все его силы. Такому человеку эту книгу читать мы бы не рекомендовали.

Современный мир уже очень далек от реальности, а книга о. Всеволода отчасти может называться духовной фантастикой, так как многие события, описанные в ней, могут показаться фантастичными простому обывателю.

Но если мир безумен сейчас до такой степени, что всё нормальное и греховное является нормой, то значит, как должен для него выглядеть тот, кто не следует этим путем современности? Конечно же, безумным. Именно в такой мир и приходит, согласно сюжету книги, старец со Святой Горы. Старец, в существование которого мир, в общем-то, и не верит.

Книга представляет собой систему необычных зеркал. Если можно так выразиться раззеркаливающих обратно то, что уже зазеркалено. Мир современного Петербурга отражается в глазах старца, и именно его глазами смотрят на этот безумный мир и автор книги и ее читатель, и может быть, от этого книга предстает некоторой фантасмагорией.

Глазами старца мир проходит как бы боковым зрением как красивый, но бессмысленный калейдоскоп. Непонимающему его миру Святогорец платит тем же – он просто живет в нем в параллельной плоскости.

Где приходилось слышать, что вообще «слишком чувствовать» материальное, «слишком всматриваться» в окружающие вещи – это прерогатива людей недуховных. В этом смысле действительность в романе о. Всеволода как раз и представлена в таком притупленном восприятии.

И без того туманный Петербург Достоевского открывается читателю с самых неожиданных сторон – сверху и снизу, жизнью под открытым небом и жизнью в трущобах. Поэтому книга где-то по странному «иконописна».

При чтении её возникает то же чувство, что и при взгляде на старинные иконы, где святой во весь рост купается в небе и только ногами касается земли, где за фалды его одежды держатся маленькие простые люди, чающие спасения и утешения. Святой же держит в руках город или монастырь. Таким же иконописным выглядит в книге Святогорец, главный герой – афонский монах, ставший по странной судьбе покровителем Санкт-Петербурга.

Роман закольцован подобно четкам и удивительно, что к его героям волей - неволей возвращаешься снова и снова. Есть ощущение, что герои живут где-то там же, где и герои Достоевского, Гоголя и лучших представителей русской литературы.

О чем же этот роман? Да, именно роман. Как ни странно он именно о любви к тем, кто в мире. Признаюсь честно, я пропускал теоретические рассуждения автора, богословские обоснования и рассуждения. Для меня самый главный показатель успешности произведения – та удивительная при всей своей простоте сюжетная линия, которая, петляя, уходит прямо в небо. За ней было легко следить и даже предсказывать, но почти невозможно проследовать, при всем неизбывном желании, до самых последних глубин. У меня не получилось. Может быть, у читателя получится.

Сергей Валентинович Чесноков,
к.ист.н., президент АНО "Международный фестиваль
социальных технологий в защиту семейных ценностей "ЗА ЖИЗНЬ"
7 926 339 48 32, e-mail: nro-spg@yandex.ru; skype: sergey-chesnokov; http://vkontakte.ru/sergey.chesnokov
http://russiaprolife.ru, http://prolife-fest.ru


Возврат к списку

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар rosnasledie.ru  Русская Православная Церковь русиздат.рф Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия Тверской православный молодежный клуб
 
Изборский клуб


   Родная Ладога