Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Духовно-нравственная экономика – новый тип хозяйствования одухотворенного православием человека

Авторы: Александр Миняйло, иерей, ректор Уральского института бизнеса им. И.А. Ильина, д.э.н., профессор


В настоящее время практически всем ясно, что Россия находится в глубочайшем кризисе, который характеризуется системным характером и широтой охвата. Первопричиной его является кризис духовный

В результате социальных катаклизмов XX века, отрыва от корней и традиционных оснований бытия нашим народом потеряно самосознание. В основной своей массе он имеет смутное представление о влиянии духовных законов на хозяйственную и  социальную практику. Обществом утеряно понимание духовности в православной традиции, что негативно сказывается на социально-экономическом, политико-правовом и социокультурном развитии России.

Подход к кризису и путям его преодоления может быть разный. С какой стороны рассматривать кризис? С одной стороны, обыденно кризис представляется как падение уровня производства в экономике, а также ухудшение во всех сферах общества: культуре и образовании, государственности и правосознании, политической жизни и социальном обеспечении. С другой стороны, кризис может быть рассмотрен как переломный момент, как момент выздоровления и процесс передачи исчерпывающего свой ресурс типа хозяйствования общества, со сложившимся укладом функционирующей экономики – экономики индустриального типа - к зарождающемуся обществу с новым укладом жизни, более высокой степенью духовности, и адекватно отвечающей данному обществу духовно-нравственной экономики.

Что такое духовно-нравственная экономика? Подчеркнем особо, что она является новым типом хозяйствования одухотворенного православием человека, общества живущего по духовным законам. В связи с этим выделим основные моменты для характеристики хозяйственного развития нового типа.

Во-первых, экономика, в том числе и духовно-нравственная не является главенствующей в преодолении кризиса. Она является только  средством в духовном возрастании и спасении человека. И все разговоры о том, что вначале необходимо решить экономические проблемы, а затем решать духовные, являются вредными, если выразиться строго, в какой-то степени пагубными. Экономика, в сущности – только один аспект, одно измерение человеческой деятельности. Чтобы понять экономику верно, нужно понять ее относительность. Экономика как определенный способ хозяйствования является не целью, а средством спасения человека на основе социальной практики, в процессе его воспроизводства и жизнедеятельности. Она взаимодействует с другими факторами, являющимися несравненно более важными – религией, культурой, этикой, нравственностью и так далее. 

Во-вторых, социально-экономические процессы конца XX начало XXI века в странах мирового сообщества показали, что без решения главной задачи радикального изменения типа хозяйствования, социально-эффективную экономику в преобладающем большинстве стран мира не удастся создать. Как отмечалось в прошедших экономических конференциях под эгидой ООН, преодоление все увеличивающегося разрыва между бедными и богатыми, обеспечения социальной защищенности малоимущих можно решить только на путях создания духовно-нравственной экономики.

В-третьих, для перехода к духовно-нравственной экономике необходимо мобилизовать все имеющиеся ресурсы, функционирующие в существующей экономике – природные, финансовые, людские, интеллектуальные, информационные и духовные. Эти ресурсы находятся в руках представителей существующей индустриальной экономики, мышление которых закономерно формировалось в ее лоне,  с определенным характером для данного типа хозяйствования, укладом жизни. Потенциал данного уклада исчерпан. Для перехода к духовно-нравственной экономике, ростки которой только начинают прорастать, потребуются новые люди, одухотворенные православием. Только они могут развить экономику будущего – духовно-нравственную экономику, которая принципиально отличается от существующей. Уже сейчас необходимо взращивать таких людей. И эта задача не только Православной Церкви, но и государства, и в первую очередь образования. Необходимо вернуть в школу систему воспитания, основанную на христианских принципах. И, в первую очередь, ввести курс «Основы православной культуры». В Уральском институте бизнеса имени И.А. Ильина под руководством Екатеринбургской Епархии разработан Проект концептуальных и базисных положений «Духовная основа развития Российской школы XXI века». В данной концепции одним из основных положений является рассмотрение системы образования в органическом единстве процесса воспитания и обучения, воспитания - в православном понимании смысла жизни.

В – четвертых, возникает необходимость радикального пересмотра всех базовых экономических категорий, присущих ныне существующей рыночной экономике. Русскому народу необходимо с православных позиций взглянуть на организацию нового типа хозяйства – духовно-нравственного.

Прежде чем решать вопрос об организации такого хозяйства необходимо в теоретическом плане рассмотреть изменение категориального аппарата самой  экономикой науки. Такие категории как труд, дело, работа, богатство, земля, недра, территория, человеческий потенциал, соборность организации хозяйства или конкуренции, финансы и т.д. Так, например, необходимо с иных позиций рассмотреть категорию труд. Если труд рассматривать не как источник получения ценностей, а как акт духовного делания, тогда деятельность человека по производству материальных благ будут являться работой, а направление этой работы будет являться делом (а осуществление этой работы как части Божьего дела, Божьего домостроительства, Божьего замысла о человеческой личности, сотворчество человека с Богом будет являться делом его жизни).

Представление о труде по Серафиму Саровскому – это деятельное «стяжание Духа Святаго», преобразование личности в целостность духовного совершенствования. Из этого вытекает, что труд является свободным, он не зависит ни от каких-либо социально-экономических условий, а только от изъявления воли человека идти к Богу, его стремления к обожению (теозису).

Тогда в корне меняется смысл таких понятий и определений экономической теории как «производительность труда», «повышение производительности труда», «стимулирование труда», «трудовые ресурсы» и т.п. Разве можно чем-то стимулировать труд человека вставшего добровольно по душевному устремлению на молитву, разговор с Богом? А это ведь есть самый производительный труд, труд по воспроизводству нового «духовного» человека.

К примеру, специальность «Экономика труда» или Институт труда должны приобрести новое название и определение. В советское время тысячи специалистов выпустили из институтов по специальности «Экономика труда», по своему содержанию - атеистов. Если с упомянутых позиций рассматриваем категорию труд как добродетель, способствующую духовному воспроизводству «нового» человека через обретение православной веры, воссоединение человеческой личности с Творцом, тогда выходит, каких мы специалистов выпустили? Специалистов, не ведающих о роде такого труда, как духовное делание, по сути - «духовных бездельников». Абсурд!

Взять категорию - финансы. В Евангелии четко сказано, что взимание процента за кредит – это ростовщичество, смертельный грех. Исходя из этого, целая банковская система в государстве построена на греховном принципе, сильно отягощена греховным промыслом. Мыслимо ли этот принцип  применить к духовно-нравственной экономике? Конечно, нет. Необходимо создание качественно новой финансово-банковскую системы, не нарушающей духовные законы бытия человека. Банки в этом случае не должны брать процент за кредит. Возникает вопрос: как они должны существовать? Они могут брать деньги за ведение банковских счетов клиентов, за обслуживание расчетных операций. Государственная политика в области финансов должна обеспечивать поддержку производства через обеспечение беспроцентным кредитованием. Финансовые институты могут вкладывать свои средства в производительную экономику. Финансовая сфера должна обеспечить производительную экономику. Новый тип хозяйствования лишает финансовую сферу самостоятельной функции, когда деньги делают деньги, минуя производство. Можно представить какой стремительный рост производства и предпринимательства мог бы обеспечить беспроцентный кредит. Как бы успешно мы могли бы решить жилищную проблему.

Категория «земля». Болезненный вопрос. Позиция, согласно Священному Писанию земля принадлежит Богу и дарована человеку Творцом для ее возделывания и украшения, поэтому должна с момента рождения человека быть местом его обитания, а по смерти – могилой для бренного тела. И все это должно исключать ее из списка объектов купли-продажи. Такая позиция оспаривается рыночной экономикой, не находит понимания у оппонентов. Последние говорят: «Как нельзя продавать землю? А лес тоже принадлежит Богу, а вода тоже принадлежит Богу. Но они продаются?» Как здесь правильно ответить? Конечно, землю в горшочках для цветов продавать можно, и воду, разлитую в бутылках, продавать можно, хотя в деревнях в общих колодцах вода никогда не продавалась. Пока она не была загажена в реках и озерах, ее тоже не надо было покупать, а можно было потреблять просто так, бесплатно. Например, отдыхаете вы на Байкале – уникальном озере с чистейшей пресной водой. Черпайте сколько угодно и пейте на здоровье. Но когда мы говорим о категории «земля» как месте обитания человека, не является ли безнравственным продавать ее? Наши предки оставили огромную территорию, землю государства Российского. Ею мы должны пользоваться сообща, каждый человек должен иметь свое место обитания в собственной стране. Если земля принадлежит государству, значит,  принадлежит нам всем. Она не продается и не покупается. Другое дело и задача государства заключается в том, чтобы  создать такие законы, по которым каждому гражданину  России должна быть предоставлена возможность иметь землю, например, посредством аренды с правом наследования или другим способом. Но это уже вопрос законодательства.

Что мы будем иметь, если земля продается:
1.                                            Любая покупка земли под производство удорожает производство продукции и повышает цену, что отрицательно сказывается на благосостоянии народа;
2.                                            В крупных городах возникает гипертрофированная тяга к высотным застройкам, что в конечном итоге ухудшает жизненные условия человека;
3.                                            Появляется целая плеяда ростовщиков, покупающих и перепродающих по более высокой цене землю;
4.                                            Возникает опасность перепродажи земли иностранцам, постепенное возникновение поселения людей с другой культурой и другими традициями. Если сейчас уже в Москве по некоторым данным 50 000 китайцев, не окажется ли так, как случилось в Косове? Когда постепенное просачивание мигрантов, в конечном итоге, приведет к заселению России преимущественно людьми с чужой нам культурой и традициями. Уже для нас представляет опасность заселение Дальнего Востока и Сибири китайцами.

По вопросу продажи и покупки земли также уместно вспомнить Библию. Так, в Ветхом Завете, книга Левит, гл. 23. Господь через пророка говорит:          «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня; (24) по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли; (25) если брат твой обеднеет и продаст от владения своего , то придет близкий      его родственник и выкупит проданное братом его; (26) если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и пойдет сколько нужно на выкуп; (27) то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое; (28) если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года (50 лет), а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое» [1].

Вопрос о земле тесно связан с вопросом о территории. Как писал И.А. Ильин  «Русский ребенок должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России. Он должен понять, что народ живет не для земли и не ради земли, но что он живет на земле и от земли и что территория необходима ему, как воздух и солнце. Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом. Национальная территория не есть пустое пространство «от столба до столба», но исторически данное и взятое духовное пастбище народа, его творческое задание, его живое обетование, жилище его грядущих поколений» [2]. Тогда и возникает вопрос: можно ли продать «исторически данные и взятые духовные пастбища народа», «его творческое задание», «его живое обетование», «жилище его грядущих поколений»? Ответ напрашивается сам собой – нет нельзя. Это к дискуссии о продажи земли.

Таким образом, если вести речь о переходе на новый тип хозяйствования, к духовно-нравственной экономике, то следует выделить два  взаимосвязанных потока. Первый поток – это поток духовного делания, стремление к воссозданию святой Руси. Вот главное, к чему мы должны стремиться. Это потребует напряжения и огромной работы по воцерковлению народа. Воцерковление - это новый образ жизни человека, обретение им красоты православной веры, утверждение в Духе и Истине. К этому мы должны сегодня стремиться в первую очередь. Мы должны встать на путь духовного обновления, одухотворить нашу жизнь, чтобы быть способными создавать второй поток – построение нового типа хозяйства. Эти два потока взаимосвязаны. Первый является главенствующим, он формирует основу и способствует возникновению духовно-нравственного хозяйства. Но и новый тип хозяйствования, как необходимое средство и условие, способствует духовному возрастанию человека.

В этих целях необходимо осуществить духовно-нравственный прорыв к сильной России. 

Нам нужен духовно-нравственный прорыв, чтобы преодолеть тот духовный застой и нравственный упадок, который произошел в нашем народе за время атеистического правления.

Нам нужен духовно-нравственный прорыв, чтобы обрести сильную, независимую Россию.

Нам нужна только сильная Россия во всем и, в первую очередь, в духовно- нравственном состоянии.


Нам нужен духовно-нравственный прорыв, потому что православная духовность есть основа возрождения России.


Нам нужен духовно-нравственный прорыв сейчас, сегодня, ибо завтра может быть уже поздно, так как мы можем столкнуться с необратимыми последствиями распада социума, потери государственности, порабощения народов России.


Нам нужен духовно-нравственный прорыв, потому что он необходим для возрождения нашего хозяйства, подъема нашей экономики.


В настоящий момент мы прошли нисходящую ветвь упадка экономики и перед нами стоит вопрос выбора траектории развития хозяйства. И этот вектор траектории напрямую зависит от духовно-нравственного состояния народа. Вернемся повсеместно к нашим православным истокам, к нашим православным ценностям, поставим во главу стремление жить по заповедям Божиим - обретем все: нравственное оздоровление народа, сильное независимое государство, правительство, подлинно заботящееся о народе, новую духовно-нравственную экономику, оздоровленную природу, способность к сохранению территории, передовую науку и подлинное российское образование. Нам нужен духовно-нравственный прорыв, чтобы укрепить нашу семью, чтобы преодолеть вымирание русского народа как государствообразующего этноса.

Нам нужен духовно-нравственный прорыв, чтобы обрести духовную силу, как единственно правильную в противостоянии тенденциям глобализации, в противостоянии пороком западной цивилизации, растлевающих наш народ и захлестнувшему наше общество.


Нам нужен духовно-нравственный прорыв, чтобы иметь сильную армию, защищающую свое отечество, духовно-нравственное офицерство с непреходящими традициями русской армии, руководствующееся нашими вековыми традициями защиты Отечества.


Нам нужен духовно-нравственный прорыв, чтобы не потерять нашу победу, принесенную нашими отцами, дедами и матерями, чтобы дух победы был неиссякаем, чтобы дух победы проник в поры сознания молодого поколения, чтобы дух победы возрастал в их молодых сердцах, ибо только дух победы добра, справедливости и любви поведет их к новым высотам, на которые должна подняться Россия.


Нам нужен духовно-нравственный прорыв, чтобы собрать все созидающие силы России, любящих Россию, готовых, не покладая сил, потрудиться над ее возрождением к святой Руси.


Нам нужен духовно-нравственный православный прорыв, чтобы возросла культура других народов, населяющих Россию, ибо только с усилением, а не с ослаблением православия окрепнет и наберет силу не только русский народ, который традиционно-православный, но и окрепнут и наберут силу другие народы, населяющие Россию. Произойдет расцвет многонациональной культуры нашей России.


Нам нужен духовно-нравственный прорыв, чтобы адекватно времени и тем сверхзадачам, стоящим перед нашим народом, поднялась с колен наша литература и поэзия, появились новые Достоевские и Тургеневы, Пушкины и Лермонтовы,   чтобы   Русь   святая   непрерывно   рождала   наших   духовных праведников, какими были Сергей Радонежский, Симеон Верхотурский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский.


Нам нужен духовно-нравственный прорыв, потому что это главный путь спасения и возрождения России.


Бог ожидает от нас, чтобы мы пришли к покаянию, то есть к изменению образа жизни. Начали жить по Христовым заповедям. Чтобы мы поняли, наконец, начиная с высокого руководства страны и заканчивая каждым человеком, что весь кризис, переживаемый народами России, имеет духовную и нравственную основу. С возрождения духовности и повышения нравственности надо начинать. Преодолеем духовно- нравственный кризис и все у нас обустроится: семья окрепнет, государство наберет силу, руководство страны сойдет с траектории западного развития, приоритета западных ценностей и возьмет на вооружение подлинно национальные ценности, и, как следствие, экономика наберет необходимые темпы и произойдет изменение ее уклада.  


Целевая установка, которой мы должны руководствоваться – это созидание нового общества - общества духовной цивилизации, ядром которой является православие.


Что такое общество духовной цивилизации? В этом обществе народ, обладающий православной верой, стремится к высочайшей духовности и нравственности. Как указал Владыка Викентий Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский в своем докладе на Рождественских чтениях 2005г: «Мы не знаем выше нравственности ту, которую указал нам Христос».


Чем характеризуется такое общество, какими критериями?


Это общество характеризуется преобладанием духовно-нравственных ценностей жизни над утилитарно-материальными; стремлением к высочайшей степени  нравственности, высочайшей степенью образованности живущих в этом обществе людей, бережным отношением к человеку как личности. В таком обществе все  ресурсы используются на благо человека, заключающееся в его духовном развитии, реализации его творческого потенциала. Личность здесь характеризуется развитым чувством Родины, высоким патриотизмом, готовностью защиты своего Отечества, жертвенной любовью к ближним, в особенности к старикам и детям.
Общество духовной цивилизации также характеризуется развитой наукой, системой здравоохранения и спорта, отсутствием в государстве системы игрового бизнеса и всех явлений государственной политики, противоречащих духовному возрождению и повышению нравственного уровня нации. Оно обладает подлинной симфонией власти и Церкви, не расточительным отношением к природным ресурсам, сбережением их для последующих поколений, в отличие от рыночной экономики, культивирующей все возрастающие материальные потребности и взращивающие общество потребления, что ведет к подрыву основ материального благополучия нации, производству бессмысленных, а зачастую и вредных продуктов производства.

Общество духовно - нравственной цивилизации в основе своей экономической деятельности ориентируется на духовно - нравственную экономику, которая отличается от ныне существующей. Главным ядром такого общества является семья. Задача всех и прежде всего, государства- повседневное ее укрепление, материальная поддержка со стороны государства, особенно многодетных семей.


Почему мы формулируем такую целевую установку? Да потому, что в ней заложена та духовная православная истина, которая является стержневой для  России   как   православной   страны.   Потому  что   западная   техническая цивилизация, как отмечено в работе С.З. Гончарова [3], в корне отличается от духовно – нравственной: «Цель цивилизации - производство средств к жизни людей на основе техники, товарно-денежные связи, правового регулирования и науки, разрабатывающей технологии. Техника, деньги, право, наука - таковы устои  западной цивилизации. Ограниченность ее состоит в редукции ценностей; в сведении духа к материи, духовной жизни - к душевной и телесно чувственной, ценностного сознания — к научному, культуры - к социальным технологиям, нравственности - к праву, искусства - к коммерческим зрелищам и нервирующим «шоу», человеческого общения - к «социальным ролям», воспитания всеобщих продуктивно - творческих сил человека - к формированию профессиональных знаний и умений, полноты национальной жизни и культуры - к интернациональным стандартам мышления, потребления и поведения, человеческих индикаторов экономики и управления - к материально - вещественным. Цивилизация превратила технику жизни в самоцель и низвела самоцельность человека до средства. Она вселяет безвдохновенный, технорационалистический «дух» всеобщего упрощения, опошления и усреднения по единым стандартам внешней жизни и превращает людей в однородные кубики для внешнего манипулирования. Она подменила «аристократию» (власть лучших) «демократией» (качество-количеством).

Сегодня культурное творчество возможно вопреки установкам западной цивилизации, благодаря остаткам «традиционного общества», где главным является чувство родства, родного, Родины, национальные традиции и «животворящие святыни». Согласно цитируемому, встает вопрос: разве мы можем идти по путям западной технической цивилизации, взяв за основу ее систему ценностей? Разве за тысячелетнюю свою историю Россия не выработала свою национальную систему ценностей, в основе которой положен дух православия, православной веры? Разве зря наши предки освоили такую огромную территорию, превратив ее не просто в место проживания, а в место спасения богомольного народа?


Поэтому, разве не является задачей науки и, в первую очередь, интеллигенции поставить вопрос: каковы глубинные причины кризиса, переживаемого Россией в нынешнее время? Поставить этот вопрос и донести до народа глубинные причины кризиса, о которых неустанно говорит наша русская Православная Церковь.


Причина главная и основополагающая - духовный кризис, выход из которого возможен и необходим через веру православную, повышение нравственного самосознания народа. Важно изучить исход этого кризиса и проявление его в различных областях жизни: экономике, науке, образовании, здравоохранении, системах жизнеобеспечения общества, управлении государством, силовых структурах, армии, промышленной политике, культуре и т.д. В каждой из названных областей будет работать свой механизм оздоровления. Но в каждом из них должна быть заложена духовно-нравственная православная основа. Поэтому перед нами, учеными и педагогами, преподавателями и воспитателями, перед мыслящей интеллигенцией, стоит конкретная непреходящая задача подлинного воцерковления.  Начинать  надо  с  себя.  Как  говорил  Серафим  Саровский:


«Спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

 Конечно, это маленькая крупица в море дел добра, которые необходимо совершить для народа России, но эти дела направлены на будущие поколения, которым придется обустраивать Россию, это и залог нашего с вами спасения. Это также не безнадежно, как казалось вначале, как и та огромная работа, которая была проделана профессором, доктором физико-математических наук Лисицей Юрием Трофимовичем по составлению и изданию работ И.А.Ильина, принесла свои плоды. Дело, поднятое им уже сейчас, сегодня начинает давать свои положительные результаты не только в узком кругу философской мысли, но и становится известно широкому кругу мыслящей интеллигенции.


Поэтому, первейшей задачей общественных наук, ученых дать теоретическую основу и обоснование духовно - нравственного общества, а мыслящей интеллигенции - повести народы России к новым вершинам духовно — нравственного развития. Изменится духовно- нравственный климат в нашем Отечестве в лучшую сторону, мы естественно, выйдем на траекторию развития духовно-нравственной экономики. Теоретико- экономическая и практическая мысль должны развиваться в этом направлении. Это магистральный путь развития России. Господь благословит нас и поможет нам, ибо сказано: «Без меня не можете творити ничесоже».



[1] Библия. Левит. Гл. 23-28
[2] Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.1. – М.: Русская книга, 1993.Стр. 207
[3] Гончаров С.З. О ценностной основе духовно-нравственной экономики России// Русский экономический вестник. Екатеринбург Вып. 2001 Стр. 36 

     

       Иерей Александр Миняйло, ректор Уральского института бизнеса им. И.А. Ильина, доктор экономических наук, профессор



Возврат к списку материалов

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар  Русская Православная Церковь Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия
 
Изборский клуб

   Родная Ладога