Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Как устроить и сохранить крепкую благополучную семью в XXI веке

Авторы: Половинкин Александр, профессор, священник, Волгоградский государственный технический университет

Самое ценное и радостное, что может быть у человека во всей жизни – это две родные семьи. Первая – та, в которой человек рождается и становится взрослым. Вторая семья – та, которую человек устраивает сам, рожает и воспитывает в ней своих детей.

Эта брошюра написана для молодых людей, думающих о создании своей семьи, а также для людей, имеющих свою семью и желающих улучшить в ней жизнь.
Устроение и сохранение крепкой благополучной семьи – это сегодня важнейшая проблема многих семей и в целом для нашей страны. Она имеет свою историю.
До начала ХХ века в нашей стране из ста семей распадались только одна-две и не было незаконных семей, живших в «гражданском браке». После 1917 года стали возрастать распады семей. Теперь в разных краях и областях России распадаются 80-90 процентов семей. А каждый распад – это несчастье для супругов, их родителей, детей, близких родственников и друзей. Эта эпидемия ведет народ к вырождению и гибели. Поэтому нужны неотложные меры по устроению и сохранению крепких благополучных семей с тремя и более детьми.
Это очень сложная проблема со многими трудными вопросами. Так у православных людей существует мнение: не может быть доброй счастливой семьи без постоянной крепкой любви между мужем и женой и другими членами, а такая любовь не бывает без крепкой веры в Бога и Его исповедания.
С этой точкой зрения не все соглашаются, поскольку известны случаи, когда супруги не веруют и не исповедуют Бога, а имеют крепкую благополучную семью до своей кончины. Значит, для устроения доброй крепкой семьи не обязательно быть верующим церковным человеком. Как это объяснить?
Дело в том, что человек имеет два основных канала связи с Богом. Первый канал – сознательная вера, которая возникает при Таинстве Крещения и обретении правил церковной жизни. Второй канал – бессознательная вера, называемая совестью, поскольку благополучие и счастье семейной жизни зависит в первую очередь от совести супругов.
Православное учение дает следующее определение этому главному в жизни человека явлению. Совесть – это внутренний духовно-нравственный закон, на котором основываются важнейшие свойства человека – любовь к ближним, доброта, правда, справедливость. Совесть указывает человеку на необходимость исполнения нравственных заповедей. Совесть – это глаз и голос Божий в человеке, она неподкупна и с ней нельзя договориться. После совершения любого дурного дела совесть немедленно мучает и карает человека, преступившего нравственный закон и заставляет исправить оплошность или покаяться в ней.
У каждого человека есть своя мера совести. У одних совесть чувствительно и остро реагирует на любые нравственные нарушения, у других эта реакция реже и в меньшей мере. А есть люди, у кого совесть всегда спит – это бессовестный человек. Демократическая и коммунистическая мораль утверждают свою свободу совести, разумея свободу от совести, то есть поступай как тебе хочется. Вот такая у нас разнообразная совесть и мы должны знать и учитывать это. Из сказанного следует, что сознательная вера и бессознательная совесть взаимно усиливают положительные свойства людей в устроении и сохранении крепкой семьи.
Кроме этого, положительный опыт семейной жизни XIX и начала ХХ века накопил много полезного для нашего времени. Дадим его обобщение.

 

Какие существуют правила и обычаи устроения и сохранения

крепкой семьи

 


1. Воспитание с детства исполнения нравственных заповедей, целомудрия (чистоты тела, души и духа), сохранения девства до супружества и затем супружеской верности. Для этого есть пособия о соблюдении нравственной жизни человека.
2. Возникновение и укрепление истинной любви между женихом и невестой, а затем сохранение ее у мужа и жены. Когда у девушки и парня возникает взаимная симпатия и дружба, возникает, как им кажется и взаимная любовь, затем мысли о создании семьи. В это время каждому нужно ответить на очень важный вопрос: а от кого возникли эти чувства взаимного притяжения, от Бога или от лукавого? Если нет веры в Бога, нет молитвы к Нему о призывании помощи, чтобы дал надежного доброго человека для устроения семьи и рождения достойных детей, а есть только желание иметь приятное чувственное удовольствие от соприкосновения телами, то эта кажущаяся любовь от лукавого, она обычно не надолго. Тем более если произойдет нарушение девственности до законного брака, что является теперь главной причиной многочисленных распадов семей у молодых супругов.
3. Ответственный выбор мужа и жены.
Распад многих браков связан с легкомысленным, поспешным выбором мужа или жены при вспыхнувшей страсти. Традиция и правила выбора мужа или жены, защищающие от неудачного брака в ХХ веке, к сожалению, утрачены. Теперь мы должны их восстанавливать. Отметим здесь некоторые основные моменты.
Когда появляются мысли о бракосочетании, то молодые люди и их родители молятся, чтобы Господь дал доброго супруга (супругу). Молодым людям советовали обращать внимание на людей своей веры и своего круга, что ограждает семью от многих противоречий и несчастий. Когда дружба молодых людей перерастает в намерение о браке, знакомятся их родители. Если они мало знали друг друга, то взаимно изучают историю родов: какие у них были добрые дела, наклонности, а также пагубы, наследственные болезни и т.п. Как живут теперь родители, есть ли порядок в доме, хозяйстве.
Молодых людей с юности воспитывают, чтобы при выборе жениха или невесты в первую очередь обращали внимание не на красоту лица, модность одежды, умение плясать, а на доброту, простоту характера, на трудолюбие: «жену ищут не в хороводе, а в огороде»; что умеет делать по дому и т.п.
Перед тем как назвать женихом и невестой молодых людей, они берут благословение у своих родителей и у духовника – опытного священника, который беседует с ними, дает наставление, молится за них и при благожелательном отношении дает благословение на устроение семьи. После этого между обручением и венчанием дается не малое время, год-два, чтобы жених и невеста, оставаясь в целомудренном поведении и девстве, проверили временем крепость своей любви – не временная ли это страсть или поверхностная влюбленность, которые быстро проходят.
4. Устроение уклада жизни в семье как в малой церкви.
Семья начинает и заканчивает день молитвой совместно или кому, где и когда удобнее; в воскресные дни и праздники бывает в храме на богослужениях; почитает и отмечает церковные праздники и дни именин каждого домочадца; хотя бы раз в неделю по возможности все вместе читают Евангелие, Псалтирь, жития святых или другую духовную литературу и обмениваются мнением о прочитанном. Это прекрасная замена телевидения. Все в семье во время поста или чаще исполняют Таинства Исповеди и Причастия. Все это усиливает духовную крепость брака.
Апостол Павел указывает основные правила живущим в семье как в малой церкви. И особо иерархию отношений мужа и жены: «Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви; … как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Ефесянам, 5:22-24).
А если окажется так, что жена в житейских делах семьи явно мудрее мужа и муж добровольно отдает ей во всем бразды правления, то и в этом случае для блага семьи не должна нарушаться Богом установленная иерархия, чтобы не взята была от семьи Божия благодать. При этом мудрая жена всегда советуется с мужем и обоюдно принимаются решения, оставляя за мужем последнее слово. При этом жена для всех говорит: «сделаем так, как муж велит».
5. Семья – это важнейшая школа любви.
Члены семьи во всех житейских ситуациях боятся нарушать и соблюдают Божии заповеди. Особо воспитывается и поддерживается в семье смиренная любовь, когда каждый старается никого не обидеть и ни на кого не обидеться, как бы плохо с ним не поступили. И еще нужно помнить супругам и воспитывать в детях, что невозможна в семье истинная любовь, если в ней произошло убийство хотя бы одного ребенка в утробе матери.
Брак и супружество – это подвиг. Многие сегодня боятся его. Поэтому уже до брака и во время его должен быть постоянный настрой на терпение и благородный подвиг. Семья – это непрерывное несение креста – неизбежные скорби по разным поводам и случаям. И в то же время достойная семья – это постоянный источник радостей, которые значительно превышают скорби.
Мама с высшим образованием, имеющая успехи на работе, без любви к своим детям – это беда. А любовь – это жертвенный труд души и рук, отданный детям. Поэтому ценнее мама не увлеченная чем-то внешним, а с любовью воспитывающая добрых трудолюбивых детей.
6. Почитание и послушание родителей и старших.
По-видимому, самая важная основа в создании и сохранении достойной крепкой семьи состоит в неукоснительном исполнении пятой Божией заповеди: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле» (Исход, 20:12). Эта заповедь касается не только родителей, а также всех родственников в семье, кто по возрасту как родители и старше. Почитание родителей и старших выражается не только в добром внимательном уважительном отношении с любовью. Главным в почитании является послушание – старательное исполнение просьб и указаний родителей и старших. При этом родители должны, конечно, давать посильные послушания.

7. Забота родителей о благосостоянии семьи и трудолюбии.


Оба супруга заботятся о благоустроении своего дома, о благосостоянии всех членов своей семьи через соблюдение самими и воспитание в детях трудолюбия, старательного исполнения любого дела, обучение многим полезным ремеслам, рукоделиям и навыкам, что дает возможность человеку в любой трудной ситуации заработать себе и детям на пропитание и уделить нуждающемуся.
8. Дом семьи. Родители и государство стараются построить и устроить дом – место обитания молодой семьи, как малой Церкви. Чтобы в нем была божница – святой красный угол с главными иконами: образы Спасителя, Божией Матери, почитаемые святые, лампада, зажигаемая в праздники, полочка с самыми почитаемыми книгами: Евангелие, Библия, молитвослов, жития святых. А без этих святынь, к которым члены семьи ежедневно обращаются, живут пред Богом и с Богом, невозможно иметь благополучную семью.
Новый дом всегда освящают при вселении и после ремонта. Дом обычно имеет участок родной земли с плодовыми деревьями и кустами, цветами, растущими овощами.
9. Получение благ многодетной семьи.
В последнее время в России распространено заимствованное из Европы чуждое и вредное нам мнение, что семья должна быть малочисленной, иметь не более двух, а лучше одного ребенка или вообще быть бездетной, услаждаясь только сексом.
В нашей стране вполне достаточно земли и природных богатств, чтобы каждая семья имела трех и более детей. История наша показывает, что Бог дает столько благ, сколько детей в семье. Тем более что здоровая многодетная семья имеет следующие преимущества.
1) В ней облегчаются жизнь и воспитание детей. Дети с раннего возраста помогают родителям, что воспитывает у них трудолюбие и ответственность.
2) Один ребенок в семье – это сирота, лишенный на всю свою жизнь общения, поддержки и помощи родных братьев и сестер.
3) В странах, где есть прирост народа, возрастает их крепость, могущество и благополучие.
По существующей в России традиции прошлых веков семья рожает детей столько, сколько Бог дает. Поэтому семьи получались и средние 3-5 детей, и многодетные 10-15 детей. Женщины категорично избегали грехи искусственного сокращения деторождения. Ибо по апостолу Павлу женщины спасаются деторождением.
10. Гармоничное развитие личности родителей и детей.
Человек состоит из трех основных частей: тела, души и духа. При совершенствовании родителей и воспитании детей необходимо заботиться о гармоничном развитии этих трех частей. Но при этом помнить и учитывать, что они не равноценны и забота о них должна соответствовать их ценности: дух несоизмеримо ценнее души, которая намного ценнее тела.
К сожалению, в наше время в большинстве семей поступают обратно здравому смыслу и православному учению: более всего заботятся о теле ребенка, меньше о душе и совсем не проявляют заботу о главной части – духовном развитии и укреплении. Наша задача состоит теперь в исправлении этого ошибочного недоразумения, которое стало источником многочисленных бед детей, семей и страны в целом.
11. Научно-духовные исследования и разработки по улучшению семьи
Проблема создания и сохранения крепкой благополучной семьи настолько актуальная и важная для России, что требует создания научно-исследовательских лабораторий или институтов для проведения комплекса научно-духовных исследований и разработок и созерцающего творчества. Одновременно нужно организовать фирму по изготовлению разработок такого института и их реализации. Укажем только одно актуальное направление – это разработка и изготовление игрушек и игр для детей разного возраста, которые способствуют их национально-культурному, духовному, нравственному и семейному воспитанию и развитию. Сегодня большинство игрушек и игр не способствуют этому.
12. Сохранение семьи.
Еще одно важное правило существования достойной счастливой семьи – ее хранение от возможных бед и несчастий, вызванных недобрыми и враждебными отношениями родителей и родственников. От этого исчезают радость и счастье в семье, что обычно приводит к несчастью распада. Главное средство против таких сатанинских нападений – возрастание в православном образе жизни и смиренной любви.
Рассмотрим еще важнейший вопрос: почему сто и более лет назад распад семей был редким случаем, а теперь стал массовым явлением? В прошлые времена это обеспечивало два основных фактора:
1) С младенчества и до юношеского возраста дети росли и воспитывались в православной семье и среде, обретали православный образ жизни и необходимые духовно-нравственные свойства для устроения семьи.
2) Семья родителей для детей была замечательной школой по практическому обучению правилам семейной жизни.
Оба этих естественно необходимых фактора теперь отсутствуют, а без них затруднительно ил невозможно создать и сохранить крепкую благополучную семью. Теперь необходимо восстановление функций этих двух факторов для подготовки детей и молодежи к семейной жизни. Для этого в детских садах, средних и высших учебных заведениях необходимо ввести два предмета: 1) православная культура; 2) устроение семьи.
Для этих предметов нужны специальные отбор и подготовка педагогов с такими способностями. Это деликатная, сложная и неотложная педагогическая проблема России, которую нужно теоретически и практически разрабатывать и решать.
В настоящее время многостороннего кризиса в России нам необходимо создание достойных современных семей на основе полезных и приемлемых традиций предков и последних достижений науки и техники, согласующихся с Евангелием.
Великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин дает следующие мудрые советы по устроению и сохранению семьи.
«Семья вырастает из любви, живет любовью, родит и растит любимых детей. Поэтому она есть первая школа, любви и жертвенности. Кто убивает семью путем развода и распада, тот гасит любовь в своей стране. Тогда остается и возрастает одна разрушительная ненависть…
Семья дает человеку два священных первообраза: образ любящей чистой матери и образ Сильного и благостного отца. Через них душа учится прилепляться к Родине-матери и возноситься к Богу-Отцу. И кто пронесет эти два первообраза через всю жизнь, тому никакие дьявольские соблазны не будут страшны».
Какие главные основы необходимы современной русской семье? Таких можно назвать четыре:
1) Семья – это малая церковь, созидающая духовное и нравственное здоровье ее членов и всего народа страны через усвоение и укрепление православной веры.
2) Семья – это малая родина, передающая ее членам русскую культуру и любовь к Отечеству до самоотверженной защиты.
3) Семья – это малое государство, созидающее и защищающее материальное благосостояние ее членов и всего народа страны.
4) Семья – это частица вечно живой Святой Руси, тайно образующей крепкое сплочение народа в единую непобедимую силу.
Святая Русь – это уникальное явление в мировой цивилизации как пример высшей духовной культуры, ведущей ко спасению человека и народ. Она не приняла антихристианских идей западного Возрождения и так называемого современного «гуманизма», ориентированных на жадное стяжание материальных благ и плотских утех, что и сегодня нам насаждают. Люди Святой Руси отвергли понятие развития человечества на основе научно-технического прогресса, обеспечивающего постоянное наращивание массы товаров и услуг, обладание людьми все большим количеством вещей. Этому понятию они противопоставили идею совершенствования души, преображения жизни через преодоление греховной природы человека и практическое усвоение истин Евангелия.
И еще важно деятельно помнить: Святая Русь не может существовать и восполняться без крепких благополучных православных семей, которые есть главная основа и сила Святой Руси и России. Создание таких семей – это теперь главная историческая национальная задача нашей страны.



Профессор,
священник
Александр Половинкин



Возврат к списку материалов

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар rosnasledie.ru  Русская Православная Церковь русиздат.рф Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия Тверской православный молодежный клуб
 
Изборский клуб


   Родная Ладога