Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Святитель Игнатий Брянчанинов в Свято-Введенском Толгском женском монастыре


Святитель Игнатий Брянчанинов в Свято-Введенском Толгском женском монастыре.


13 мая 2007 года в Свято-Введенском Толгском женском монастыре пройдет празднество дня памяти святителя Игнатия Брянчанинова.

 

Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) происходил из древнего славного рода Михаила Бренка. Летописцы говорят, что Михаил Бренок был любимым оруженосцем святого великого князя Димитрия Донского. Он в одежде князя и под его знаменем геройски погиб на Куликовом поле в битве с татарами. Сохра­нив для Руси Святой великого князя, Михаил Бренок исполнил евангельскую заповедь: «положил жизнь свою за други своя».

Александр Семенович, отец святителя, был искренним сыном Православной Церкви и усердным прихожанином Покровского храма, который сам выстроил. Он сохранял в своей дворянской семье старинный уклад жизни. София Афа­насьевна, мама святи­теля Игнатия, была высокообразованной женщиной и всю себя в замужестве посвя­тила семье. Рождение сына своего Димитрия (родился 5/18 февраля 1807   года)   родители  ВЫМОЛИЛИ   у   мощей преподобного Димитрия Прилуцкого, в честь которого он и был крещен.

 С раннего детства любимой книгой отрока Димитрия была «Училище благоче­стия», которая оказала большое влияние на развитие будущего подвижника. Получив прекрасное домашнее воспитание, Димитрий продолжил его в Петербурге. Он блестяще окончил Высшее Военное Инженерное учи­лище, где пользовался искренним уважением не только соучеников, но и преподавателей. Скромный, способный, вдумчивый, искренне набожный юноша всегда стремился к уединению. Его другом и сотаинником был дворянин Михаил Чихачев, святые мощи которого покоятся в Троице-Сергиевой пустыни. Их дружба, освященная любовью к Богу, не ограничилась земной жизнью, вместе они молят Бога о нас в небесных обителях.

Во время учебы в Петербурге Дмитрий Брянчанинов мог посещать великосветские салоны. Общество пыталось уловить душу прекрасного юноши, но любовь к Богу превоз­могла. Молитва, еженедельная исповедь и приобщение Святых Христовых Тайн стали вожделеннейшим занятием боголюбивого отрока. Знакомство с Валаамскими монахами и монахами Александро-Невской Лавры помогло ему обрести «единое на потребу».

 Окончив Инженерное училище в 1826 году, молодой офицер попросил у императора Николая I отставку, но ему было отказано. Возложив все упование на Бога, он безро­потно едет к месту службы в Динабургскую крепость, где вскоре тяжело заболевает, после чего в 1827 году получает освобо­ждение от военной службы.

На его жизненном пути встречается старец Леонид {прп. Лев Оптинский), за ко­торым Дмитрий Брянчанинов следует вместе с другом Михаилом Чихачевым. Господь, испытывая стремление молодого послушника, приводит его в родную епархию, где епископ Вологодский Стефан постригает его в монашество 28 июня 1831 года с именем священномученика Игнатия Богоносца. 4 июля этого же года монах Игнатий рукоположен в иеродиакона, а 25 июля — в иеромонаха. Вскоре он назначается строителем Пельшемского Лопотова монастыря.

28 июня 1833 года за усердные труды по возрождению обители иеромонах Игнатий был возведен в сан игумена. В конце 1833 года ему поручили восстанавливать Троице-Сергиеву пустынь в Петербурге. Он был возведен в сан архимандрита и возглавил обитель, которая находилась в сильном запустении. Много пришлось потрудиться будущему святителю на берегу Финского залива. Более 24 лет он руководил обителью прп. Сергия, и Господь, любящий верных в малом, уготовил ему епископское служение в Кавказской епархии.

 27 октября 1857 года в Казанском храме Петербурга состоялась хиротония, которую совершил Петербургский митрополит Григорий с другими иерархами. Через 4 года, образцово улучшив состояние епархии, владыка Игнатий уходит на покой и 13 октября 1861 года поселяется в Николо-Бабаевском монастыре. Епископ Игнатий начинает уединенную жизнь, занимаясь подготовкой к изданию своих творений. Сочинения святителя Игнатия (по высказыванию приснопамятного игумена-богослова, в Бозе почившего Марка Лозинского) излагают учение святых отцов о христианской жизни, примененное к требованиям современности. В этом важная особенность и достоинство его творений. Сегодня книги святителя являются у православных верующих настольными, они переведены более чем на тридцать языков мира.

 16 апреля 1867 года, в первый день Пасхи, владыка отслужил последнюю Литургию. Больше он не выходил из келии. Господь забрал своего угодника 30 апреля, в Неделю святых жен-мироносиц. За великую свою любовь ко Христу вознесен святый владыка светлыми ангелами на брачную вечерю Христа Бога нашего, где ныне вечно зрит Лик Христов, который созерцал в сердце своем еще в земной жизни.

Святитель-епископ прославлен и причислен к лику святых Поместным Собором Русской Православной Церкви 6 — 9 июня 1988 года. День памяти — 13 мая. Для всех нас зажглась на духовном небе церковном еще одна яркая путеводная звезда; своими писаниями указует нам святитель Игнатий истинный путь в Небесное Отечество. Господь приоткрыл нам славу святителя в двух посмертных его явлениях духовным чадам.

В наше время святитель Игнатий является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как при множестве соблазнов, в жизненном водовороте событий, человек может сохранить в сердце своем огонь веры, любви и преданности Богу в исполнении Его заповедей.

 26 мая 1988 года в Ярославской епархии, по благословению архиепископа Платона, были обретены нетленные мощи святителя Игнатия и торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский женский монастырь.

Царица Небесная пожелала, чтобы мощи Ею возлюбленного архиерея покоились рядом с чудотворным образом в Доме Ее на Толге. (Свт. Игнатий всю жизнь с великим благоговением почитал Матерь Божию, построил в честь Ее Иверской иконы храм в Николо-Бабаевском монастыре.)

Настоятельница обители игумения Варвара с сестрами глубоко почитают святителя Игнатия. Ежедневно в будни у Толгской иконы Божией Матери и святых мощей свт. Игнатия совершается по утрам молебен, после чего сестры прикладываются к мощам и просят благословения у великого молитвенника и учителя благочестия. В понедельник вечером совершается акафист нараспев.

 Особенно торжественно празднуется день памяти свт. Игнатия — 13 мая. В обитель приезжает множество почитателей духоносного наставника: архиереи, священство, игумений, монахи, миряне — «всяк чин и всякое сословие». Богослужение возглавляет сонм архиереев с многочисленным священством из разных епархий. В этот день особенно чувствуется незримое присутствие и благословение небесного архипастыря, который есть «монашествующих славо и похвало» и «архиереев богодухновенное украшение». С великой верой, укрепленные бессмертными творениями святителя, мы единым сердцем просим: «Святителю отче наш Игнатие, моли Бога о нас» и доведи нас до Небесного вожде­ленного Отечества нашего.

О святителе Игнатии можно говорить бесконечно: и о чудном житии, которое для всех нас пример, и о его дивных духоносных творениях, помазанных Божиим благословением и запечатленных благодатию Духа Святаго. Этот дивный избранник Божий «юн сый леты» уже зрел вечность, уже проводил жизнь уединенную и созерцательную — «стар же разумом» (из акафиста). Все его творения пронизаны Богопознанием, глубочайшим смирением и благоговением пред Создателем нашим. С великой любовью и прозрением он объясняет нам в видимых явлениях природы непостижимые таинства Божии, которые открыты его чистому сердцу. Таинственный образ Воскресения раскрывается в рассказе-зарисовке «Сад во время зимы», а в рассказе «Роса» — смысл Таинства Причащения. О всех его творениях рассказать невозможно. Это жемчужины разной величины. Углубляясь в его творения, мы добываем себе то одну, то другую, скапливая бесценные богатства в сердце своем, а если будем употреблять их «в куплю», т.е. поступать соответственно учению, то можем приобрести блага вечныя.

Нетленные мощи святителя Игнатия Брянчанинова — вот истинное Божественное доказательство неложности учения духоносного архипастыря.

Святитель Игнатий незадолго до своей праведной кончины побывал в Толгском монастыре. 26 мая 1862 года он решил посетить там Высокопреосвященного архиепископа Иркутского Иринея. Удивительно, что Промыслом Божиим именно 26 мая были обретены мощи святителя Игнатия и торжественно перенесены в Толгскую обитель.

Богомудрый учитель и духовный врач даровал нам в своих сочинениях много духовных рецептов для лечения душ наших, и среди них основной, без которого все тщетно, — покаяние. С него начинаем лечение, вскрываем струпы греховные и прибавляем другие лекарства, прописанные им: кому какие потребны.

Святитель Игнатий Брянчанинов — это пророк XIX века, призывающий людей к покаянию, которое единственный неложный путь к Богу.

В наше апостасийное время особенно важно услышать голос святителя, взывающий к нам. Его творения — истинное чудо; каждое его слово, обращенное к нам, глубоко запечатлевается в сердце. Главное в творениях святителя не красота изящного слова, которой, несомненно, отличаются его книги, а цель, ради которой они созданы, — спасти, вразумить, объяснить Слово Божие. Поистине это «новый Златоуст», пришедший как Божий посланец, на конец веков. Каждое слово святителя проникнуто глубокой верой, опытным знанием духовной жизни, преданием себя всецело в руце Божии.

Богословствует он со Креста исполнения Заповедей Божиих. Он говорит каждому христианину, что Истину — Христа можно познать только через страдание; наш духовный крест — это исполнение Заповедей Христовых.

Неутомимо, с любовью, как отец своих непослушных чад, святитель Игнатий Брянчанинов призывает нас к покаянию. К кому, как не к нам, живущим сегодня в мире цинизма, разврата, лжи, лукавства, злобы, ненависти и прочих нечистых страстей и пороков, обращены горячие призывы пророка покаяния: «О, странники земные! О, вы, все, стремящиеся или влекущиеся по широкому пути, при не умолкающем шуме земных попечений, развлечений и увеселений, спешащие по этому пути к концу, всем известному и всеми забываемому — к мрачному гробу, к еще более мрачной и страшной вечности, остановитесь! Отряхните обаяние мира, постоянно держащее вас в плену! ...Забыт Бог! Забыта величественная и вместе грозная вечность!»

 Читая со вниманием творения святителя Игнатия, в основание которых он полагает святоотеческую духоносную мудрость святых восточной Церкви Христовой, где приводит цитаты из Священного Писания, мы идем верной дорогой при свете яркой путеводной звезды, которая сияет ныне на духовном небе, и стараемся по мере сил претворять в жизнь наставления мудрого духоносца, поборника Православия.

Святитель Игнатий оставил нам множество писем к разным лицам, в которых, если их внимательно читать, каждый человек получит ответ на все свои духовные вопросы.

О грехе словом: «Есть грехи, совершаемые словом. Их никак не должно считать маловажными! От слова шуточного до слова преступнаго — самое краткое расстояние! «От словес бо своих оправдишися, и от словес своих осудишися» (Матф. 12.37), — сказал Спаситель... Язык совершил великия преступления: произнес отречение от Бога, хулы, ложныя клятвы, клеветы на ближняго. Отречение от Христа и богохульство причисляются к тягчайшим смертным грехам.

Есть грехи, совершаемые мыслью, ощущениями сердечными, движениями тела. Все они не малы, все вражда на Бога!

Самый тяжкий грех — отчаяние. Этот грех уничижает всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение Им дарованное, показывает, что в душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей... Созревшее отчаяние обыкновенно выражается самоубийством или действиями тождественными ему. Самоубийство — тягчайший грех! ...Святая Церковь не совершает о нем (самоубийце) никакого поминовения, не удостаивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище».

О чистоте сердечной: «Один Бог может даровать святую чистоту сердца верующему в Него и прибегающему к Нему покаянием. Он не требует от нас, лишь начинающих шествие к Нему, этой высокой чистоты, чуждой всяких пятен. Предшествует чистоте зрение и сознание своей нечистоты. И это уже дар Божий, о получении которого мы молим с коленопреклонением: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения!» Но тот, кто видит нечистоту свою, должен оплакивать ее и у всесильного и всеблагаго Врача просить исцеления».

О покаянии: «Покаяние — вера, покаяние — признание искупления и Искупителя! Покаяние — усвоение себе заслуг Искупителя верою в Искупителя! Покаяние — самоотвержение! Покаяние — признание падения и погибели, объявших весь род человеческий! Покаяние — отречение от всякой добродетели человеческой! Всю надежду покаяние возлагает на Искупителя! Одне заслуги Искупителя имеют всю цену, необъятную цену! Без цены, без малейшей цены добродетели человеческия!»

О уединенной жизни: «Не всем быть листьями, цветами, плодами на дереве государственном; надо же кому-нибудь, подобно корням, доставлять ему жизнь и силу занятиями неизвестными, тихими, существенно полезными, существенно необходимыми. Одним из таких занятий признаю утверждение ближних в христианской вере и нравственности».

О милосердии: «Преуспевайте, преуспевайте в делах милосердия! Земная жизнь — точно поле, усеянное различными посевами хлеба и овощей, усаженное многочисленными разнородными плодовитыми деревьями и кустарниками: люди — точно делатели: один способен водиться за виноградными лозами, другой за овощами, иной сеять хлеб, иной землю, иной — лишь исторгать терние. Каждый трудится в своем участке добродетелей.

... Сейте милостыню, жните утешение, очищайте от плевел пшеницу вашу, приготовляйте жертву чистую, чтоб Царь Царей, воззрев на нее Своим испытующим и всевидящим оком, признал всю ее достойную небесной житницы».

Утешение в житейских невзгодах; «Ныне Вы мне показались гораздо величественнее... уважаю добродетели: но ни одна из них не возбуждает во мне такого уважения, как великодушное терпение переменчивости земного счастья. На поле битвы человек часто бывает героем от кипения в нем крови; в переворотах жизни можно быть героем только от величия души».

О прощении ближнего: «Отпускай и прощай из глубины сердца человекам согрешения их против тебя, чтобы и Отец Небесный простил тебе твои бесчисленные согрешения, твой страшный греховный долг, могущий тебя низвергнуть и заключить навечно в адские темницы».

О духовном делании: «Когда человек начинает склоняться к старости, ...когда он приготовляется вступить в неизмеримую область вечности, область духа, тогда предметом его исследования делается уже не вещество переменчивое, обреченное концу и разрушению, но дух пребывающий, бесконечный... Изучение духа дает человеку характер постоянный, соответствующий вечности. Горизонт для него расширяется, взоры его достигают за пределы вещества и времени, оттуда приносят твердость неземную. Примите мой искреннейший совет: займитесь глубоко чтением всех сочинений святаго Иоанна Златоустаго, ...который необыкновенною чистотою, ясностию, силою христианского учения возносит читателя превыше всего земнаго; на высоте заоблачной витает этот духовный орел и оттуда показывает землю питомцу своему».

Примечательно то, что свято почитая свт. Иоанна Златоустаго, святитель Игнатий сам становится Российским «Златоустом». Он был погребен в храме свт. Иоанна Златоуста и прп. Сергия Радонежского в Николо-Бабаевском монастыре.

Свт. Игнатий предостерегает от доверия снам: «На Валааме иеросхимонаху Клеопе явился наяву ангел и объявил ему, чтоб он приготовлялся к смерти, что иеросхимонах и исполнил, но скончался через девять лет».

«Сны твои суть мечты, ведущие в прелесть  того, кто не остережется от них. Надо блюсти ум и содержать его безвидным и безмечтательным. Никаким снам не верь, и милость Божия да покрыет тебя».

О послушании: «Игумену оказывай по возможности и с возможным понуждением послушание, умерщвляющее в нас ветхаго человека. От послушаний превышающих силы отказывайся со смирением».

Очень ценны для нас наставления святителя Игнатия о молитве: «Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие. Заключенный в себя вниманием, находящийся в состоянии недоумения от зрения своей греховности, неспособный к многословию и вообще к эффекту и актерству, представляется для незнающих таинственного подвига его каким-то странным, загадочным, недостаточным во всех отношениях.

...То ли дело — находящийся в самообольщении: не ест, не пьет, не спит, зимою ходит в одной рясе, носит вериги, видит видения, всех учит и обличает с дерзкой наглостью, без всякой правильности, без толку и смыслу, с кровяным разгорячением... Святой, да и только! В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель Иезуитского ордена. Как неправильное действие умом вводит в самообольщение и прелесть, так точно вводит в них неправильное действие сердцем».

«Одно ощущение из всех ощущений сердца, в состоянии падения, может быть употреблено в невидимом богослужении: печаль о грехах, о греховности, о падении, о погибели своей, называемая плачем, покаянием, сокрушением духа».

«Умеренное, благоразумное, постоянное воздержание от пищи и пития делает тело легким, очищает ум, дает ему бодрость, и потому служит также приготовлением к молитве».

«Вместо жемчугов и алмазов, вместо золота и серебра, укрась себя целомудрием, смиренномудрием, слезами кротости и духовного разума, а прежде, нежели получишь эти слезы, слезами покаяния: укрась себя младенческим ангельским незлобием: вот драгоценная утварь! Когда увидит Царь Царей на душе эту утварь: склоняются к душе Его милостивые взоры.

Прощение всех без исключения обид, и самых тягчайших — непременное условие успеха в молитве».

«Не нужны Богу наши молитвы! ...Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу».

«Молитва — причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть».

В этих кратких, выписанных из творений святителя Игнатия изречениях, внимательный человек ясно увидит истинный путь спасения. Книги святителя Игнатия — это величайшая сокровищница драгоценного бисера, сияющего в лучах Солнца Правды Христа Бога нашего, бисера, которым мы всегда можем украсить свои сердца, перед молитвою Единому, читающему сердца Богу. Через обращение в молитве к святителю Христову Игнатию мы получаем от Господа велию милость.

Все, кто прочитав творения духоносного аскета и подвижника, богомудрого епископа Церкви Православной, пожелает поклониться его святым мощам, в любое время могут посетить Свято-Введенский Толгский женский монастырь в городе Ярославле. Рака со святыми мощами находится под золоченой резной сенью, с любовью изготовленной сестрами обители, в Крестовоздвиженском храме.

В дни памяти святителя Игнатия Брянчанинова: 5/18 февраля — день рождения, 30 апреля/13 мая — день преставления, милости просим принять участие в ежегодных торжествах праздника.

В этот день богослужение возглавляет Высокопреосвященнейший архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Владыка с особенно трепетным чувством благоговения совершает богослужение, потому что знает, что святитель Небесный незримо соприсутствует и сослужит святителю земному. В честь святителя Игнатия Брянчанинова владыка Кирилл открыл в своей епархии православную гимназию, которая носит имя святого. Каждый год проходят «Игнатьевские чтения», в работе которых участвуют множество священников и мирян не только Ярославской епархии, но и других.

Имя святителя Игнатия священно для православных христиан. Особенно почитают его как своего молитвенного покровителя в тех епархиях, где Господь благоволил ему быть пастырем и архипастырем. Это города Петербург, Ставрополь, Вологда. В Николо-Бабаевском монастыре, где были обретены его нетленные мощи, свято почитается место погребения. Для всей российской паствы святитель Игнатий является Пастырем Добрым, истинным учителем и ангелом-хранителем.

Как важно для православных христиан, живущих в наше непростое время, в плену страстей, читать и глубоко изучать творения святителя Игнатия Брянчанинова.

С какой болью за нас звучат его слова: «Покайтесь! Изменят, братие, непременно изменят нам вся тленныя блага: богачам изменит их богатство, славным слава, юным юность, мудрецам мудрость. Только одно истинное благо вечно — это Богопознание, примирение и соединение с Богом, даруемые Христом. Только Им через покаяние можно спастись».

Святитель Игнатий Брянчанинов с детских лет задумывался о вечности. Он говорил: «Вечность смотрит мне в сердце». И всю свою жизнь готовился к переходу в таинственную вечность, ощущая ее законы, т. е. заповеди Божии. В своих замечательных творениях духоносный учитель призывает нас почаще заглядывать в свое сердце, испытывать свою совесть, сверять свои дела и поступки, а также и помышления, с указанными нам в Евангелии Заповедями Божиими и творениями святых отцов Православной Церкви.

И тогда вечность для нас будет не страшна, а желанна, потому что перейдем мы туда для вечной радости и блаженства.


СВЯТО-ВВЕДЕНСКИЙ

ТОЛГСКИЙ

женский монастырь

Сестры монастыря благодарят и молятся о помощи Божией благодетелям, которые помогают восстановлению обители. Будем искренне благодарны всем, кто пожелает помочь в дальнейшем ее восстановлении.

 р/счет 40703810500000000421 в ОАО КБ «ЯРОСЛАВИЧ» г. Ярославля БИК 047888744 кор/счет 30101810300000000744 ИНН 7603007778 Код ОКПО 39162931, ОКВЭД 91.31


Адрес монастыря:

Россия, 150027, г. Ярославль, м. Толга.

Тел.: (0852) 38-00-55, 38-55-65

Проезд:      от центрального вокзала г. Ярославля на трол. № 1 до Красной площади, затем на авт. № 21 или на маршрутном такси №№ 93 и 96 до ост. «Песочное». В летнее время можно добраться на теплоходе от Ярославского Речного вокзала.

Богослужения:

ежедневно в 5.30 — молебен

у Толгской иконы Божией Матери

и мощей свт. Игнатия (Брянчанинова);

в 6.00 (по праздникам — в 7.00) — полунощнипд,

затем акафист, часы и Литургия;

всенощное бдение — в 17.00.


Возврат к списку материалов

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар rosnasledie.ru  Русская Православная Церковь русиздат.рф Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия Тверской православный молодежный клуб
 
Изборский клуб


   Родная Ладога