Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Место и значение Петербурга в развитии русской идеи

Авторы: Макаров Владимир Витальевич, кандидат философских наук, доцент СПб кафедры философии РАН

«Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя себе самим».
И.А. Ильин


Петербург, как известно, не единственное средоточие русской исторической жизни, духовного и государственного служения развертывающей себя во времени национальной идеи. Свою лепту в этот процесс внесли в свое время и вносят сейчас также Киев и Москва. В сравнении с богатой традицией этих городов место и значение Петербурга на исторической карте России и примечательно, и поучительно.


Даже утратив свой столичный статус юридически и политически, он продолжает оставаться оппонентом Москвы в духовном и культурном отношении. Что являет собой это «немецкое пятно на русской карте»? Чем был и будет дорог любому думающему русскому человеку и нашей истории этот город?


Петербург - чиновник, город форменных вицмундиров, уютных василеостровских немцев, шикарных иностранцев начала разрушать Первая мировая война и окончательно «слизнула» (по выражению Г.П. Федотова) без остатка революция. На примере Питера отчетливо просматривается развертывание внутренней диалектики русской истории: столица, оплот императорской России своими собственными усилиями взращивает в себе зерна кардинальных революционных потрясений.


В судьбе Петербурга, как нигде более, чувствуется биение пульса русской истории, одной из ее самых острых проблем, заключающейся в освоении и переработке на свой лад восточного и западного принципов духовного развития. «Природа и культура соединились здесь для того, чтобы подвергнуть неслыханным пыткам человеческие души и тела, выжимая под тяжким давлением пресса эссенцию духа...» (1, 52). Чувство и понимание приобщенности к течению мировой и национальной истории помогли городу устоять в блокадную годину Отечественной войны, равно как и преодолеть рассудочное отречение от вековых народных святынь в пореволюционную пору. Чем больше испытаний переживал Город, тем ближе становился он к подлинным духовным истокам своего призвания. Триста лет исторической жизни, наполненной важнейшими событиями -достаточный срок, чтобы определиться: Град Петра - это западный форпост русской цивилизации или колония затухающей европейской культуры. Возникнув как западнический город, со всеми плюсами и минусами этого всегда болезненного и одностороннего для целостного, духовного организма русской нации влияния, он, несомненно, останется одним из легких великой страны, открытым западному ветру.


Но вместе с тем, Петербург открыл себя заново и как хранитель духовных традиций русского севера, Старой Ладоги и Великого Новгорода. Он — средоточие варяжской старины, носитель неизбывной имперской составляющей русской истории и, одновременно, новатор, котел идей и духовных практик.


Петербург - это не исторический банкрот, а Град духовного и социально-политического поиска русского человека, ступень осуществляемой им мечты о свободной человечности. Выполнение этой задачи всегда требует мужества самоотречения и дара сочетания в своем историческом бытии противоположных начал. Завет Александра - не сдавать Невской победы, равно как и задача сохранения святынь Русского Севера, являются хорошим подспорьем в общении с Западом, вошедшим своей справедливой долей в творчество национальной культуры. Петербург остается хранителем учености и истинного любомудрия, опыта творческой, созерцательной жизни, беззаветного служения государственным и культурным целям исторической Руси - России.

Вслед за опытом жизни приходит мудрость созерцающей свои деяния мысли. «Вечные мысли родятся в тишине закатного часа. Город культурных скитов и монастырей, подобно Афинам времен Прокла, -Петербург останется надолго обителью русской мысли»(1. 53). Завершение одной исторической эпохи - это, одновременно, начало и вынашивание более зрелого духовного принципа. Мыслящее рассмотрение отечественной истории, в том числе и ее петербургского периода, может много способствовать прояснению и разумной реализации идейной составляющей нашего национального самосознания.
Макаров В. В.


Список литературы. Федотов Г.П. Три столицы/Судьба и грехи России. - Т.2. - М., 1991.


Авторская справка:


Макаров Владимир Витальевич, кандидат философских наук, доцент СПб кафедры философии РАН, р.т. (812)323-53-76. e-mail: vlamakarov@yandex.ru



Возврат к списку материалов

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар rosnasledie.ru  Русская Православная Церковь русиздат.рф Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия Тверской православный молодежный клуб
 
Изборский клуб


   Родная Ладога