Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
02.11.2009

Казанская икона Божией Матери — хранительница восточных рубежей Отечества


            Казанская икона Пресвятой Богородицы любима и почитаема русским народом, как избавительница Руси от Смуты, заступница в бедах и в войнах, покровительница Санкт-Петербурга. С ней связаны судьбоносные события отечественной истории.

Отличительными особенностями Казанской иконографии являются фронтальное положение благословляющего Младенца и изображение Божией Матери так, что Её указывающей на Младенца руки не видно.  

            Чудотворной почитается икона из Казанского собора в Санкт-Петербурге. Она написана на кипарисовой доске предположительно в к. XVII в.  Образ Божией Матери на ней наделен удивительной духовной красотой, которая раскрывается перед верующими постепенно, с течением времени. Лик Богородицы превосходит по размеру натуральную величину. Он спокоен и одухотворен. В больших печальных глазах затаилась невыразимая боль.

Икона темная, но лик сияет удивительным золотистым светом, который проникает даже в самые отдаленные уголки храма. Предвечный Младенец не благословляет. Вместо благословляющей десницы Христа изображен крест. Он служит напоминанием о крестных страданиях Спасителя и душевных муках Его Матери.

            За исключением ликов, образ закрыт окладом, который богато украшен драгоценными камнями. Голова Богородицы увенчана царской короной, нимбы вышиты жемчугом в виде расходящихся лучей.


Казанская икона Божьей матери из Казанского собора в Санкт-Петербурге

            История относит появление первого образа к царствованию Иоанна IV Грозного, который в 1552 г. присоединил к России Казанское иноверческое ханство.

В 1555 г. Московский Собор, под председательством святого митрополита Макария и царя Иоанна Васильевича, постановил: «быть в Казани архиепископу и при нем архимандриту и игуменам». Первым архиепископом Казанской епархии стал св. Гурий († 1563).

            В июне 1579 г. Казань пострадала от пожара. Среди погорельцев был стрелец Даниил Онучин. Когда он приступил к постройке нового дома, его девятилетней дочери Матрене во сне явилась Божия Матерь и повелела возвестить архиеп. Иеремии и градоначальникам о явлении Своего образа на месте сгоревшего дома Онучиных. Словам ребенка никто не поверил. Знамение повторилось три раза. В последнем, Богородица пригрозила девочке гибелью. 8/21 июля испуганные Матрена с матерью стали раскапывать пепелище. На месте печи девочка нашла икону, завернутую в рукав старой одежды из вишневого сукна, сиявшую дивным светом. Об обретенном образе Богоматери с Младенцем сообщили архиепископу и светским сановникам, а местный священник Ермолай, будущий свщм. Патриарх Гермоген († 1612 г.), перенес икону в Благовещенский собор.

Для государя Иоанна Васильевича в Москву был отправлен список с чудотворной иконы, а через несколько лет в 1594 г. священник Ермолай записал для царя «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного славного Ея явления образа, иже в Казани». Став патриархом под именем Гермоген, он составил службу в честь чудотворной иконы Богоматери.

 В 1579 г. на месте обретения образа царь Иоанн Грозный повелел построить Казанскую церковь и основать женский монастырь. Первой его инокинею, а затем игуменьей Маврой стала Матрена Онучина.

 В 1594 г. царь Федор Иоаннович возвел на территории монастыря большой каменный Успенский собор. В него поместили Казанскую икону Божией Матери, богато украшенную золотом, драгоценными камнями и жемчугом из царских сокровищ.

Значение Казанской иконы Пресвятой Богородицы в истории России трудно переоценить.

            В начале XVII в. в период Смуты, когда польские войска захватили Московский Кремль, а над Россией нависла угроза воцарения самозванца, русский народ, уповая на помощь Богородицы, выступил против иноземного владычества. В 1611 г. Патриарх Московский и Всея Руси, Гермоген благословил передать чудотворную Казанскую икону Божией Матери князю Дмитрию Пожарскому, который собирал ополчение в Подмосковье. Освободив Новодевичий монастырь, в бою на Лубянке князь был ранен. Для поправки здоровья он уехал в свою вотчину, куда к нему прибыл Козьма Минин с призывом возглавить объединенные русские полки.

 

 

 


В.А. Котарбинский. Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов. XIX в.

Тем временем Казанскую икону отправили обратно в Казань, но по просьбе народа её вернули Пожарскому, который взял образ в поход.

22 октября /4 ноября 1612 г. русские войска освободили Китай-город и торжественно вступили в Московский Кремль.

После победы над иноверцами «… очисти Бог Московское государство начальников радением и ратных людей службою и радением, и послаша во все городы. Во всех же городех радость бысть велия»1. Настало долгожданное время для избрания Российского царя. В 1613 г. им стал Михаил Федорович Романов. Так, чудотворная Казанская икона Божией Матери стояла у истоков царствования Дома Романовых. Через нее Сама Пречистая Дева определила судьбу России.

   Князь Пожарский поместил святыню в своей приходской Введенской церкви на Лубянке, а в 1630 г. возвел для нее «Теремной Казанский собор» в Китай-городе у Воскресенских ворот, на углу Никольской улицы и Красной площади. (В 1936 г. Теремной собор разрушили. Икону перенесли в Богоявленский Патриарший собор. Восстановить храм на прежнем месте удалось по чертежам архитектора П.Д. Барановского. При реставрации в 1925-1930-х г. он сделал все обмеры).

Какая именно икона находилась в Теремном Казанском соборе – обретенная в 1579 г. или её список – не известно. По одной версии, после освобождения Москвы чудотворная икона осталась в столице, а в Казань отправили список. По другой, наоборот, в Москве пребывал список, сделанный для царя Иоанна Грозного, а святыню вернули в Казань. Еще один третий список был сделан для князя Д. Пожарского.

После восшествия на престол государь Михаил Федорович повелел праздновать Казанскую икону 2 раза в год: 8/12 июля в день обретения иконы и 22 октября /4 ноября в память об освобождении Москвы, но эти торжества происходили только в храмах Москвы и Казани.   В 1649 г. государь Алексей Михайлович установил праздник в честь Казанской иконы Божией Матери по всей России. Существует предание, что его мать, царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева, имевшая уже троих дочерей, молилась перед Казанским образом о даровании наследника.Богородица услыхала молитвы государыни, и в 1629 у нее родился сын Алексей, будущий русский государь.

Перенесение Казанского образа на берега Невы в Санкт-Петербург благословил Воронежский епископ, св. Митрофан, который был наставником и другом царя Петра I.    Владыка заповедал государю в делах государства призвать в помощницы Царицу Небесную. Он предсказал, что Казанская икона Божией Матери станет покровительницей и заступницей града Святого Петра, и пока образ будет находиться в городе, враг в него не вступит.  

 

 

Готовясь к войне со шведами, Петр Алексеевич повелел сделать список с чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1709 г. накануне Полтавской битвы он усердно молился перед образом, прося победы для православного народа. После полного разгрома шведской армии, царь подарил список фельдмаршалу графу Б.П. Шереметеву. Сейчас эта икона хранится в Париже у наследников графа, как фамильная реликвия. 

В 1710 г. по благословению свт. Митрофана Петр I перенес из Москвы в Петербург другой список с чудотворной святыни – обетную икону вдовствующей царицы Прасковьи, супруги его родного брата Иоанна Алексеевича. Почти столетие Казанская икона не имела постоянного пристанища в городе. Её переносили из одной церкви в другую, освящая тем самым весь Санкт-Петербург. 

    «…за начало признания этой иконы чудотворную следует считать 1727 год, когда разрешено было вносить её в дома обывателей»2, где после молитв многие горожане получали исцеления от телесных и душевных недугов.

В 1737 г. при императрице Анне Иоанновне на Невском проспекте построили каменную церковь во имя Рождества Богородицы с деревянным куполом и колокольней над входом (архитектор М.Г. Земцов). Государыня лично перенесла в нее чудотворную Казанскую икону Божией Матери, украшенную накануне золотой ризой с драгоценными камнями, и поставила в иконостас рядом с местной иконой слева от Царских врат.

Церковь существовала на средства Императорского Двора, в ней перед Казанской иконой венчались герцог Антон Ульрик Брауншвейг-Люнсбургский и Анна Леопольдовна, Петр III и Екатерина II, Павел I и Наталья Алексеевна. Здесь приносила присягу на верность Российской короне императрица Екатерина II.

В конце XVIII в. по приказу императора Павла церковь Рождества Богородицы снесли. На её месте государь задумал воздвигнуть большой храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который имел бы внешнее сходство с собором Святого Петра в Риме. В возведении Казанского собора император Павел руководствовался идеей духовного противостояния православного Санкт-Петербурга и католического Рима.

Строительство храма по проекту архитектора А.Н. Воронихина велось под наблюдением генерал-губернатора Санкт—Петербурга М.И. Кутузова до 1811 г., когда собор освятили, а в его центральном иконостасе слева от Царских врат установили чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

С назначением главнокомандующим русской армии в Отечественной войне 1812 г. Кутузов взял святыню с собой на фронт. Перед ней он усердно молился сам и просил служить молебны для воинов. В день празднования Казанской иконы Божией Матери 22 октября /4 ноября русские войска нанесли поражение французскому арьергарду маршала Даву. В благодарность генералиссимус передал в дар Казанскому собору 40 пудов серебра, которое французские завоеватели награбили в русских храмах. Впоследствии из него изготовили киота для чудотворного образа. 

            После революции 1917 г. Казанская икона Божией Матери оказалась в руках еретика протоиерея Владимира Красницкого, настоятеля Казанского собора, возглавившего в 1922 г. обновленческий раскол.

В 1930 г. Казанский собор ограбили, а под его сводами организовали музей истории религии и атеизма. С иконы сняли все драгоценности, подаренные членами Императорской фамилии, и передали их советской власти. Образ Божией Матери забрал Красницкий, который в те годы был настоятелем Князь-Владимирского собора. При нем храм был разделен между обновленцами, захватившими главный и Успенский приделы, и православными, которым принадлежал Никольский придел. Казанская икона Божьей Матери находилась у раскольников до Великой Отечественной войны, когда православные изгнали еретиков.

В тяжелейший период блокады сбылось пророчество свт. Митрофана Воронежского. Жители Петербурга сохранили предание о чудесном заступничестве Богородицы за осажденный город.

            В 1941 г. вокруг Ленинграда сомкнулось вражеское кольцо, и Патриарх Антиохийский Александр III (Тахан) воззвал к христианам всего мира о молитвенной помощи России.   Митрополит Гор Ливанских, Илия (Карам) затворился в каменном подземелье и, отказавшись от пищи и питья, в непрерывном бдении стоя на коленях, предался усердной молитве перед иконой Божией Матери. На третий день владыка сподобился явлению Пречистой Девы в огненном столпе. Назвав Илию «истинным молитвенником и другом России», Царица Небесная поведала ему Свою волю: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии… Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, - сдавать нельзя. Пусть вынесут, - сказала Она, - чудотворную икону Казанской Божией матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде… Казанская икона должна идти с войсками до границ России»3. Владыка обратился к И.В. Сталину, и он разрешил открыть православные храмы и проводить богослужения. С Казанской иконой был совершен крестный ход в блокадном Ленинграде, и город выстоял. В январе 1943 г. вражеское кольцо было разорвано.

В 1947 г. по приглашению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского) Митрополит Гор Ливанских Илия посетил СССР. Ему вручили список с Казанского образа, панагию и напрестольный крест. Сейчас эти святыни хранятся в кафедральном соборе Ливана.

В 2002 г., благодаря деятельности нового настоятеля, протоиерея Павла Красноцветова, Казанскую икону вернули в возрожденный Казанский кафедральный собор, который с её приходом наполнился дивным светом. В нем стало спокойно и хорошо. Икона снова обрела свой дом, а храм – свою святыню.

Существует версия, что обретенная в Казани в 1579 г. икона Богоматери была украдена и затем уничтожена В.А. Стояном-Чайкиным в 1904 г. На суде вор объяснил преступление желанием опровергнуть святость икон. Ему присудили 12 лет каторги. В Сибири он заболел чахоткой, утратил рассудок и быстро скончался.

Еще одну Казанскую икону в старинной драгоценной ризе приобрел на аукционе для частной коллекции Фарли Ф.А. Митчелл-Хеджез в 1950 г. Экспертиза, проведенная специалистом по византийскому искусству Кириллом Бантом из музея Виктории и Альберта в Лондоне, показала, что это тот самый древний извод. После смерти Митчела его наследники решили продать икону. В 1962-1963 гг. она находилась в специальном хранилище банка в Сан-Франциско, а в 1964 г. её в специальной часовне представили на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1970 г. католическая религиозно-миссионерская организация Армия Девы Марии, явившейся в Фатиме, предложила временно поместить Казанскую икону временно в Фатимском монастыре в Португалии. Здесь образ пребывал много лет, пока в 1993 г. его не перевезли в личные покои папы Римского Иоанна Павла II в Ватикане. 

В осенью 2000 г. начались переговоры между папой Римским мэром города Казани К. Исхаковым о возвращении святыни к 1000-летнему юбилею Казани. Но Святейший Патриарх Алексий II выразил свое сомнение в подлинности иконы и заявил, что подобные вопросы в праве решать только Церковь.

В 2005 г. папа Иоанн Павел II принял решение вернуть Казанскую святыню в Россию. Образ Богоматери доставили в Москву, а затем 21 июля 2005 г. торжественно перенесли в Казань, где поместили в Крестовоздвиженский собор Богородицкого монастыря. В действительности, этот извод представляет собой список с древнего образа, исполненный в середине XVIII в. Есть предположение, что он принадлежал основательнице Дивеевской общины Александре (Мельгуновой).

Сейчас в России находятся три особо чтимых и прославляемых списка с чудотворного образа: в Казанском кафедральном соборе в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе в Москве и в Крестовоздвиженском соборе г. Казани.

            В Московском Казанском храме на Красной площади хранятся еще две Казанские иконы Божией Матери. Одна из них - дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II - находится в местном ряду иконостаса. На ней представлена Пресвятая Богородица с Младенцем, а с трех сторон – слева, справа и вверху, её окружают 14 других образов Царицы Небесной меньшего размера. Второй образ Пречистой Девы, покрытый богато вышитой бисером, жемчугом и драгоценными камнями ризой, лежит на аналое перед Царскими Вратами.      

            Празднование Казанской иконе Божией Матери установлено 8/21 июля в память об обретении иконы в 1579 и 22 октября /4 ноября в честь избавления Москвы и России от врагов.



Ист.:

1 Сказание Авраамия Палицына. Цит. по: Нечволодов А. Сказания о Русской Земле. Репринт. СПб., 1913.Т.1. СПб., 2003. С. 595.

2 Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811-1911. Историческое исследование о соборе и его описание. / Составил архитектор собора Андрей Аплаксин. СПб., 1911. С.4.

3 Протоиерей Василий Швец. Чудеса от Казанской иконы Божией Матери. /Цит. по кн. Русь перед вторым пришествием. Житомир, 1995. С.320.

В.О. Гусакова

 


Возврат к списку

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар  Русская Православная Церковь Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия
 
Изборский клуб

   Родная Ладога