Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
05.02.2010

Церковь Воскресения Словущего в Санкт-Петербургском кадетском ракетно–артиллерийском корпусе

Фотогалерея


История храма Воскресения Словущего в Санкт–Петербургском кадетском ракетно–артиллерийском корпусе берет начало в 90–х годах XVIII столетия.

        Императрица Екатерина II вела многочисленные войны, победы в которых стоили русскому народу больших жертв. Множество семей оставались без кормильцев, а дети становились сиротами. Царская фамилия считала своим долгом позаботиться о них, и потому наследник российского престола великий князь Павел Петрович организовал школы для сыновей павших воинов и инвалидов, которые разместил на Каменном острове в Петербурге и в Гатчине. В 1795 году цесаревич объединил оба учреждения в Военно-Сиротский Дом.

Вступив на престол в 1796 году, император Павел представил Военной коллегии о гарнизонных школах собственноручную резолюцию: «Желаю, чтобы Коллегия положенное сделала для солдатских детей, сколько можно ближе к заведению Моему при гвардии, под названием Сиротского Дома, почитая заведения сии по разным местам как лишь отделения Первого заведения»1. Император планировал учредить подобные заведения на всей территории российской империи.

Проект первого Императорского Военно-Сиротского Дома в столице был высочайше утвержден 23 декабря 1798 года.  

Учреждение состояло из двух отделений. В состав первого входили сироты и дети неимущих дворян и офицеров, которых называли кадетами. На выпуске они становились портупей–прапорщиками, а лучшие из них производились в обер–офицеры. Второе отделение составляли дети павших солдат. По окончании обучения они выпускались унтер–офицерами. 

При Военно-Сиротском Доме проживали дворянские и солдатские девицы, а также инвалиды, получившие увечья на войне.

Учреждение разместилось в доме графа Романа Илларионовича Воронцова, занимавшего пост сенатора при императрице Елизавете Петровне и служившего генерал–аншефом в царствование Петра III.

С воцарением Екатерины II Воронцов впал в немилость. Вскоре он был назначен наместником Владимирской, Пензенской и Тамбовской губерний. Отличаясь легкомыслием, граф беспорядочно вел хозяйство и быстро разорился, а вверенные ему земли вверг в крайнюю нищету.        

По преданию, узнав об этом, государыня Екатерина II в день именин графа отправила ему в подарок кошелек. Этот неоднозначный знак монаршей милости был вручен Воронцову при гостях и так поразил именинника, что он вскоре умер. 

Дом Воронцова, построенный в 1759―1760 годах в Петербурге·, отошел в государственную казну, а в 1797 году был отдан под Военно-Сиротский Дом.

Графская усадьба занимала небольшой участок города, ограниченный с одной стороны рекой Фонтанкой, с другой ― Царскосельской дорогой (ныне Московский проспект), с третьей ― строениями Первой роты Измайловского полка (ныне 1-я Красноармейская улица) и с четвертой ― плацем.

Военно-Сиротскому Дому был отведен только угол между Фонтанкой и Царскосельской дорогой, где размещалось здание усадьбы в запущенном состоянии, огород и маленький садик. Остальное пространство, занимаемое Ботаническим садом и оранжереей, принадлежало Императорской Академии Наук, директором которой с 1783 по 1796 годы являлась дочь графа Р.И. Воронцова Екатерина Дашкова.

В мае 1798 года под руководством архитектора Д. Иванова в доме Воронцова были предприняты ремонтные работы, а уже в ноябре сюда въехали воспитанники.

         Сразу после их переезда встал вопрос об организации православной церкви «как для отправления Божественной литургии, так и для обучения детей Закону Божию»2.

До революции ни одно учебное учреждение не могло существовать вне Церкви. Такие понятия, как «просвещение» и «образование», связывались промыслом Божием о человеке.

Просвещен тот, на кого снизошел свет Божественной благодати, чья душа просветлела. В русской поговорке сказано: «Ученье свет, а неученье тьма». Свет всегда у Бога, а тьма ― у Его противника Сатаны. Стремление к свету и познанию Бога и его творения и есть истинный смысл просвещения.

Христианское образование предусматривает раскрытие образа Божия в каждом человеке, преображение Его души и, как следствие, плоти. Господь совершенен, а человек лишь подобие Его. Образ Божий скрыт в человеке под его грехами. Истинно просвещенный и образованный человек ― святой.

Русская история богата именами святых воинов, преображенных и образованных князей и военачальников, стяжавших Божию благодать верой, мудростью и доблестью. Среди них: отважный богатырь Илия Муромец, благоверный князь Александр Невский, адмирал Федор Ушаков Непобедимый.

Религиозное воспитание занимало первостепенное место в жизни будущих офицеров. Предмет Закон Божий, как основа для формирования нравственности, был одним из главных и вписывался первым в таблицу оценок знаний учащихся.     

Церковь была необходима в военном учебном заведении. Она активно участвовала в образовании и определяла уклад жизни воспитанников. Учащиеся регулярно посещали храм, участвовали в таинствах, соблюдали церковные праздники и посты.

Воронцовская усадьба не имела домового храма, а ее помещения были малы, чтобы вместить церковь. Поэтому было решено искать храм поблизости от учебного заведения для последующей передачи в распоряжение Военно-Сиротского Дома. Его первый директор Веймарн обратил внимание на небольшую деревянную церковь Воскресения Словущего на Волынкином дворе·,  построенную в 1787 году. Она имела свой приход. При ней состояли священник Иоанн Григорьев, дьяк и пономарь.

30 января 1800 года приказом Особой экспедиции о военных сиротских учреждениях эту церковь вместе с приходом передали в ведомство Военно-Сиротского Дома. По прошествии времени обитатели его столкнулись с рядом проблем. Помещения воронцовского дома был тесны для содержания в них воспитанников, здание находилось в тяжелых санитарных условиях. Ученики часто болели. Трудности возникали в связи с отдаленностью церкви: в ненастную и морозную погоду дети не могли посещать храм.    

Тогда Совет о военных училищах во главе с великим князем Константином Павловичем предложил перестроить Военно-Сиротский Дом и устроить в нем домовую церковь. 3 марта 1806 года это предложение было высочайше утверждено. Проведение работ поручалось военному инженеру–подпоручику А. Е. Штауберту.

Александр Егорович Штауберт родился в 1780 году в семье обер-офицера и уже в восемь лет был отдан в Санкт–Петербургскую академию художеств, где обучался у архитектора А.Д. Захарова. В 1801 году после получения аттестата первой степени он был определен преподавателем во Второй шляхетский кадетский корпус. Параллельно он работал в Инженерной экспедиции. 

         В 1805 году зодчий А.Н. Воронихин привлек начинающего архитектора к постройке Горного кадетского корпуса и поручил ему оформление домового храма в честь преподобного Макария Египетского. Это была первая работа Штауберта, к сожалению, не дошедшая до наших дней из–за последующих переделок, но принесшая архитектору известность.

После нее он получил заказ на перестройку Военно–Сиротского Дома на 500 человек. В помощь ему определили полкового архитектора В.И.  Зражевского.

Проект Штауберта предусматривал значительное расширение здания и устройство главного фасада на Царскосельской дороге (ныне Московский проспект), а не на Фонтанке, как было прежде.

        Главным наблюдателем за работами был назначен генерал фон Сухтелен, а ближайший надзор возложен на директора Геена, который одновременно являлся председателем особого комитета от строений. В комитет входили смотритель поручик Латинский, архитектор Штауберт и каменный мастер итальянец Руджи, участвующий в строительстве Казанского собора.

Строительство Военно–Сиротского Дома завершилось к концу 1809 года. Главный корпус, исполненный в стиле классицизм, сохранился до наших дней. Он представляет собой трехэтажное кирпичное здание с двумя выступающими ризалитами и центральным ордерным портиком. Первый рустованный этаж решен как цоколь. Окна второго этажа оформлены сандриками разной формы и рельефными наличниками. Фриз украшен лепной арматурой.

«Военно–Сиротский Дом [ныне Санкт-Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус В.Г.] был очень удачным дебютом двадцатипятилетнего Штауберта и вполне выдерживает сравнение с произведениями классиков петербургского ампира Захарова, Руска, Стасова и Росси»4.    

В левом крыле здания Штауберт устроил домовую православную церковь, а в правом, симметрично ей, – лютеранскую. На фасаде православный храм был отмечен куполом на барабане, декорированном ионическими колонками. Купол венчал деревянный крест.

В дореволюционной России на купола церквей и соборов чаще устанавливали деревянные, а не металлические кресты. Они служили напоминанием для верующих, что Господь был распят на кресте, изготовленном из древа.  

 Крестом, изготовленным из тщательно просушенной дубовой древесины, был увенчан Казанский кафедральный собор в Санкт–Петербурге. Крест училищной церкви своими очертаниями напоминал крест Казанского собора. Его конфигурация — на шаре «державном яблоке» — называлась «Царей держава и утверждение». Она знаменовала, что под куполом  церкви собираются будущие защитники, броня России и оплот Государя. На пересечении перекладин креста был помещен диск с расходящимися лучами ― «Солнце правды», как именован Господь Иисус Христос в рождественском тропаре. 

         Внутри церковь была двусветной. Она занимала второй и третий этажи. Ее интерьер, выдержанный в стиле ампир, был оформлен парами колонн и пилястр композитного ордера. Стены, облицованные белым стюком, украшали позолота и живопись. Лепку и росписи по эскизам Штауберта исполнили итальянские мастера Фридолино Торичелли и Варнава Медичи, прибывшие в Россию в числе других итальянских декораторов в конце XVIII века.

Двухъярусный резной золоченый иконостас изготовил известный питерский резчик Фохт, а иконы написал художник С. А. Безсонов.

Степан Артемьевич Безсонов родился недалеко от Петербурга, в деревне Клинское, в 1776 году. В шесть лет он поступил в Императорскую академию художеств, где учился у академика И.А. Акимова. Об успехах Безсонова говорят награды, полученные им за годы обучения: малая и большая серебряные медали и малая золотая медаль за картину «Жертвоприношение Ноя». В 1797 году Безсонов закончил академию с аттестатом первой степени.

 1800 году его привлекли к исполнению росписи церкви Михайловского замка, а затем к написанию икон для Казанского собора. Параллельно Безсонов исполнял заказ для церкви Воскресения Словущего.

За роспись «Тайная вечеря» в главном алтаре Казанского собора художник удостоился звания академика. В церкви Воскресения Словущего аналогичная икона находилась в главном иконостасе над Царскими вратами. Венчали иконостас крест той же конфигурации, что и на куполе, и два обращенных к нему ангела.    

О судьбе икон училищной церкви сегодня, к сожалению, ничего неизвестно. Об их художественных достоинствах можно судить лишь по одобрительным отзывам современников и по сохранившимся и восстановленным работам в Казанском и Спасо–Преображенском соборах, церквях Таврического и Царскосельского дворцов. Можно предположить, что выполненные в духе классицистической живописи образа Безсонова вполне удовлетворяли эпохе и органично вписались в интерьеры училищной церкви.

30 января 1810 года храм, ставший преемником церкви на Волынкином дворе, был торжественно освящен в честь Воскресения Словущего, или Обновления Иерусалимского храма. Чин совершал митрополит Амвросий (Подобедов). День освящения училищной церкви, наряду с Рождеством Христовым и Пасхой, стал одним из самых любимых праздников для воспитанников.

В 1814 году деревянную церковь на Волынкином дворе разобрали, а иконы и утварь перенесли в новый храм.

В 1829 году император Николай I в память о своем отце императоре Павле повелел переименовать Военно-Сиротский Дом в Павловский кадетский корпус, который пребывал в указанном здании до 1857 года. Затем здесь разместился Константиновский кадетский корпус, ставший в 1859 году Константиновским военным училищем. С его приездом в храме появились еще две иконы, исполненные академиком живописи Н.А. Лавровым.

Константиновцы внесли новую традицию почитания своих героев — воспитанников Дворянского полка, – погибших на поле битвы за Веру, Царя и Отечество. Имена павших высекались на черных досках, которые затем размещались на стенах училищной церкви. К 1907 году их количество достигло 121. Эта традиция существовала до 1917 года.

К столетнему юбилею Константиновского училища храм Воскресения Словущего отремонтировали, часть ветхих икон в иконостасе заменили новыми образами, а на окнах написали фигуры святых Николая Чудотворца, митрополита Алексия, Сергия Радонежского, Василия и Мануила.

         Подобное изображение на стекле уже было известно петербуржцам. Так, в 1841―1843 годах  по рисунку Генриха Марии фон Гессе «Воскресение Христово» оформили оконный проем главного алтаря Исаакиевского собора.  

Среди новых святынь, появившихся в церкви Воскресения Словущего, необходимо отметить иконы–картины художника Алексея Егоровича Егорова «Воскресение Иисуса Христа», «Вознесение Господне» и «Сошествие Святого Духа на апостолов», исполненные в духе классицистической живописи, и икону Пресвятой Богородицы в местном ряду иконостаса. Ее иконография соответствовала алтарному образу,  написанному В.М. Васнецовым во Владимирском соборе в Киеве (1885―1896): Божия Матерь торжественно шествует по облакам и несет в мир своего Сына, который обеими руками благословляет каждого входящего в храм.

С 12 по 17 марта 1907 года Константиновское артиллерийское училище как преемник Дворянского полка, Константиновского кадетского корпуса, Константиновского военного и Второго Константиновского военного училищ отмечало столетний юбилей со дня основания. Празднество сопровождалось особыми торжествами, как светскими, так и церковными, парадами и концертами.

12 марта была совершена заупокойная литургия и отслужена панихида в Петропавловском соборе у гробницы императора Александра I в память об участии Дворянского полка в церемонии перенесения из Таганрога тела государя и последующего его погребения в Петербурге 6 марта 1826 года.

В училищном храме в этот день служили всенощную.

14 марта в Царском Селе состоялся церковный парад в присутствии императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея и великих княжон и других членов царской фамилии.

15 марта митрополит Антоний совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста и благодарственное молебствие с многолетиями в церкви Константиновского училища. По окончанию богослужения все участники празднеств перешли в Большой зал, куда из церкви были доставлены первая и последняя черные доски. Здесь пред ними совершили краткую литию, а по её окончании юнкера исполнили традиционную песнь Дворянского полка, сочиненную неизвестным автором на день освящения первых пятидесяти черных досок 14 марта 1840 года. Под всеобщее пение «Святый Боже» доски вернули на прежнее место. Эта торжественная и одновременно печальная церемония имела важное воспитательное значение для юнкеров — потомков и преемников павших героев.

Сохранилось описание храма Воскресения Словущего в дни юбилейных торжеств: «Еще прежде, чем войти в церковь, ваш глаз в притворе останавливается на чудном уголке, одном из лучших по уютности из всего огромного здания.

Здесь поставлены бюсты: Императора Александра II, сооруженный усердием всех чинов 2-го военного Константиновского училища, состава 1879/82 года с надписью: “Якоже возвеличися душа Помазанных во очию Твоею, тако возвеличишися Ты пред Господом – i. Цар.XXVI. 24” и с образом Спасителя в терновом венце наверху, и императора Александра III с надписью “Александру III. Константиновцы-Артиллеристы. Память о Тебе навсегда в сердцах наших” и с образом св. Александра Невского. Перед образами всегда теплятся лампады…

Сама церковь — небольшая, чрезвычайно изящная со стильными колоннами; на стенах, на черныя траурныя доски записаны имена убитых и умерших от ран “Дворян” и “Константиновцев”»5.

Последующие юбилейные празднества в Константиновском училище сопровождались концертами, балами и торжественными обедами.

7 февраля 1910 года училищный храм Воскресения Словущего отмечал свою столетнюю годовщину. Для совершения торжественной литургии и благодарственного молебна в училище приехал митрополит Петербургский Антоний (Вадковский). Владыка обратился к встречавшим его начальнику генерал–лейтенанту А.А. Атабекову и юнкерам следующими словами: «Столетняя история храма Божия в учебном заведении есть высшее проявление верою просвещенного духа живших и живущих в нем, учивших и учившихся. Созданный из праха земного человек стал душою живою только тогда, когда Господь Бог дунул в лице его дыхание жизни, даровал ему душу разумную, бессмертную и богоподобную. И всякое учебное и воспитательное учреждение становится живым носителем зиждительных начал божественной жизни, когда созидается в нем храм Божий, где воспитывающиеся и учащиеся со всеми начальниками и Божеством. Настоящее учебное заведение счастливо тем, что в нем с самого начала его существования устроен этот прекрасный святой храм»6.

В 1912 году в церкви установили раку, выполненную в стиле ампир мастером Панкратовым. В ней хранили плащаницу.

         До революционных событий 1917 года храм Воскресения Словущего считался одним из самых красивых среди церквей Санкт–Петербурга, исполненных в стиле ампир. Но, к сожалению, после октябрьского переворота его судьба сложилась трагически.

        В ноябре 1917 года Константиновское артиллерийское училище перестало существовать. На его месте в марте 1918 года были открыты Вторые советские артиллерийские курсы. В этом же году был издан декрет об отделении Церкви от государства, который повлек за собой ликвидацию храмов в учебных заведениях. Церковь Воскресения Словущего закрыли. С ее купола сняли крест, а все находящиеся в ней святыни похитили. До сих пор их местонахождение неизвестно. Последним настоятелем училищного храма был протоиерей Владимир (Афанасьев).

Долгое время церковь пустовала. С открытием в здании бывшего Константиновского училища Ленинградского высшего артиллерийского командного училища (ЛВАКУ) в 1968 году в ее помещении разместился музей истории и боевой славы.

В новый ХХI век храм вступал в плачевном состоянии. Кровля  купола обветшала, крест отсутствовал. Внутри на сводах и стенах виднелись обширные следы протечек. В церкви не было ничего, что бы указывало на ее истинное предназначение. Иконостас, большая часть художественной росписи и лепного декора были утрачены.

Но храм не погиб. В 1993 году на базе ЛВАКУ был образован кадетский ракетно–артиллерийский корпус, а спустя несколько лет началось возрождение православной церкви. Как и её предшественница, воздвигнутая императором Константином на Голгофе церковь Воскресения Словущего, или Обновления Иерусалимского храма, «воскресала» и обновлялась постепенно.

Решение о возрождении храма было принято начальником кадетского корпуса, полковником Евгением Михайловичем Ермоловым, вскоре после его вступления должность осенью 2001 года. Чтобы начать восстанавливать храм, было необходимо перевести музей в другие помещения, располагавшиеся рядом с библиотекой. К тому времени они нуждались в реконструкции и ремонте. В течение 2002 года там производились работы. По их окончании, при активном содействии и помощи генерала-лейтенанта артиллерии, ветерана Великой Отечественной войны, Алексея Митрофановича Сапожникова музей был сформирован и оборудован, а все экспонаты обрели свое постоянное место.    

После этого начался длинный путь по возрождению храма. Трудности заключались в отсутствии исторических сведений о церкви, ее былом убранстве и святынях. Загадочным казалось даже само название «Воскресение Словущего или Обновление Иерусалимского храма».

Сложившуюся ситуацию прояснила заведующая архивом Санкт-Петербургской епархии Ольга Ходаковская, которая на основе имеющих в архиве документов составила историческую справку и предоставила фотографии интерьера церкви начала ХХ в. Это открытие стало большой радостью, потому что оно давало возможность определить направление по воссозданию храма. Полковник Е.М. Ермолов желал не только возобновить деятельность церкви, но, понимая её художественную ценность как памятника культуры, восстановить былое великолепие. По его указанию подполковник Андрей Олегович Вертий контролировал ход работ и сбор архивных документов, раскрывающих судьбу училищного храма, и организовывал взаимодействие командования училища со строительно-ремонтными организациями и ГИОП. Проявленные им усердие и старания во многом способствовали ускоренному решению многих вопросов и проблем.

Моральную поддержку оказали кадеты, которые единодушно высказались за открытие церкви. В своих сочинениях они писали:

 «…Нам нужен храм. Каждый имеет право поговорить с Богом, очистить душу…

…Мне вера нужна, потому что она помогает жить. Храм нужен…

…В храме я могу исповедаться в своих грехах. Храм – это место, где можно попросить Бога о помощи в любом деле. Мне нужен храм…

         …Вера поднимает боевой дух. Мне нужен храм, так как я верующий человек. Все великие воины были верующими.

         …Воину, как никому другому, нужна церковь, особенно во время боевых действий. Исполняя свой воинский долг, люди накапливают грехи. Им надо поделиться о наболевшем с кем-нибудь. Церковь всегда готова помочь всем без исключения.

…Посетив церковь, воин чувствует себя увереннее, так как понимает, что на защиту Родины его благословил Бог. От этого он становится еще храбрее в бою.

…Храм для военных обязательно нужен. Я испытываю необходимость ходить в храм, ставить свечки за родных и друзей. Если, не дай Бог, начнется война, я буду ходить с верой в храм, чтобы кто-нибудь из святых оберегал меня в трудные минуты. Я буду молиться.

         … Я думаю, что храм нужен кадетскому корпусу. Он должен стать его неотъемлемой частью.

…Вера дает духовную поддержку кадетам. Ничто не поддержит и не вдохновит солдат перед боем, как вера в Бога.

…Военный должен верить в Бога. Во все времена перед боем молились. Храм нужен кадетскому корпусу. В корпусе учатся верующие в Бога кадеты.

         …Наш храм должен стать гордостью кадетского корпуса.

         Я – за возрождение храма в кадетском корпусе. Традиции офицеров не должны быть забыты. Офицер должен быть верующим. Во все времена вера давала боевой дух войску.

         Храм нужен! Кадетам необходимо просвещение!

…Человеку нужен храм, а военному –  особенно. Когда пропадает всякая надежда, остается вера в Бога. Я очень хочу, чтобы храм восстановили.

Если не будет веры, то в душе не останется ничего святого. Храм нужен!

Религия сплачивает народ. Наша страна сильна за счет веры. Пока российский народ будет верить в Бога, он будет един и непобедим. Поэтому я считаю, что кадетам нужен храм.

…Просто необходимо как можно скорее открыть наш храм!

Наш кадетский корпус похож на маленький город, а в каждом городе есть храм. Если вдруг в семье что-то случится, а домой не отпустят, то можно поставить свечку, и все обойдется.

         …Мы хотим молиться за Родину, за своих родителей, родственников и даже за учебу.

…Русские войска отличаются от воинов других стран умением веровать в Бога.

Мы, как будущие военные, должны воспитывать в себе веру. Храм очень нужен нашему корпусу.

…Православие — основа нашей культуры. Мы не должны забывать о нем. Военным нужен храм для поддержания боевого духа. В Древней Руси Церковь и Армия были тесно связаны друг с другом».

Слова кадет привлекли к себе внимание. Люди захотели помочь поскорее возродить храм. Начиная с 2004 года, восстановительные работы производились систематически.

Ведущая роль в возрождении храма принадлежит Фонду содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана в лице Бориса Йордана, Марии Александровны Йордан, супруги учредителя, вице-президента Нью–Йоркского объединения российских кадет за рубежом и инициатора создания Фонда, Екатерины Шидловской, председателя ревизионной комиссии ФСКК им. А.Йордана, впоследствии, члена попечительского совета кадетского корпуса.

Оказанная ими помощь стала первым шагом по дороге к воссозданию храма. Именно Фонд содействия кадетским корпусам имени А. Йордана выделил значительный средства на изготовления креста и ремонт купола, который имел сильные повреждения. Мария Александровна Йордан проявила искреннее попечение о церкви. Проживая в Нью-Йорке, она неоднократно посещала храм, вникая во все трудности его реставрации.      

В середине 2005 года командование ракетными войсками и артиллерией Вооруженных Сил Российской Федерации, Санкт–Петербургская Епархии Русской Православной Церкви и Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана подписали протокол «О совместных мероприятиях в интересах духовного и патриотического воспитания военной молодёжи России, сохранения российских военно-патриотических традиций и памятников отечественной истории». В этом документе его участники заявили о своей готовности  содействовать восстановлению исторической православной церкви на территории Санкт–Петербургского кадетского ракетно–артиллерийского корпуса к 200–летнему юбилею Дворянского полка (2007 г.), а митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир включил ее в свое благочиние. 

По благословению владыки Владимира при храме Воскресения Словущего был учрежден приход и приходской совет, председателем и почетным ктитром которого был избран полковник Е.М. Ермолов.

Впоследствии, Его Высокопреосвященство, митрополит Владимир не оставлял без своего попечения храм в кадетском корпусе и продолжал заботиться о расширении и процветании его прихода. По благословению владыки Владимира в соседствующем с кадетским корпусом Балтийском Государственном Техническом университете (Военмехе) имени Д. Ф. Устинова началось восстановление храма во имя святителя Николая, приписанного к церкви Воскресения Словущего. Духовно-просветительское окормление преподавателей и студентов Военмеха митрополит поручил причту кадетской церкви.

14 сентября 2009 г. Высокопреосвященнейший митрополит Владимир благословил причт храма Воскресения Словущего на совершение богослужений в часовне Воздвижения Креста Господня и святой царицы Елены при Северо-Западном окружном медицинском центре.  

Активное участие в воссоздании училищного храма приняли президент научно–производственной фирмы «Вапа» Борис Сергуненков, настоятель Приозерского подворья Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, игумен Фотий генеральный директор Международного центра бизнеса Владимир Сысоев.

Незабываемым событием для училища и судьбоносным для церкви Воскресения Словущего стал визит Героя Российской Федерации, советника Президента, генерала-полковника, Геннадия Николаевича Трошева. В ходе встречи Г.Н. Трошев поделился воспоминаниями о боевых действиях, в которых он принимал участие, и высказал свое мнение о необходимости православной веры в жизни военнослужащих. 

Искренне желая оказать содействие в духовно-патриотическом воспитании кадет, которое в России со времен Крещения основывалось на православии, Г.Н. Трошев обратился с ходатайством об оказании помощи к губернатору Санкт-Петербурга, Валентине Ивановне Матвиенко. Она незамедлительно откликнулась и проявила материнскую заботу о храме. По ее инициативе церкви были выделены значительные средства для восстановления интерьера и, в частности, дубового паркета с соблюдением исторической точности в рисунке.      

23 апреля 2005 года на плацу кадетского корпуса в присутствии командования, офицерского, гражданского и преподавательского состава и кадет иерей Константин Пархоменко, священник собора Свято–Троицкого Измайловского собора, совершил чин освящения креста, после чего его водрузили на купол церкви Воскресения Словущего. Новый крест, повторяющий размерами и формой исторический оригинал, был изготовлен из дуба, но для лучшей сохранности в условиях петербургского климата облицован медью и позолочен.  

Еще полтора года понадобилось, чтобы восстановить иконостас и роспись. Большой радостью стало обнаружение фрагментов росписи орнаментов при расчистке парусов. Они дали возможность максимально точно воссоздать оставшийся декор подкупольного пространства.

Заботу о живописном убранстве храма взял на себя заслуженный художник России, профессор Академии художеств, Александр Константинович Крылов. С 2002 года под бдительным руководством профессора трудились его ученики. Одним из первых к исполнению подготовительных эскизов приступил Владимир Фоминов, тогда студент второго курса Академии художеств. Под непосредственным контролем профессора, выпускник Академии, Евгений Емельянов написал эскиз купола, а Иван Александров разработал эскиз росписи барабана. Картон с изображением Господа Иисуса Христа, диаметром 3,5 м, исполнил лично А.К. Крылов.

Свою работу профессор выполнял безвозмездно, следуя древней традиции русских иконописцев, писавших святые образа во славу Божию. Он проводил на строительных лесах дни и ночи. Его кисти принадлежит образ Христа Вседержителя в куполе и фигуры апостолов в барабане. Вместе с ним Владимир Фоминов выполнял альфрейные работы в барабане и сюжетные композиции в простенках окон и под ними, а кессоны в куполе писали Евгений Емельянов, Иван Александров, Андрей Козлов, Михаил Моляков и сын профессора Г. Крылов.  

Истинно русский дух и высокие нравственные качества характера, незаурядное мастерство, тонкое понимание специфики религиозного искусства и огромный художественный опыт, позволили А.К. Крылову выполнить колоссальную работу быстро и качественно. Сам профессор остался благодарен полковнику Е.М. Ермолову, который, по его словам, создавал все условия для плодотворной работы художников.  

Первый праздничный молебен в память о начале контрнаступления русских войск в битве под Москвой состоялся 7 декабря 2006 года. Его совершил настоятель Приозерского подворья Валаамского монастыря игумен Фотий.

14 марта 2007 года архимандрит Сергий (Стуров), Благочинный Адмиралтейского округа, совершил праздничное богослужение в честь двухсотлетнего юбилея Дворянского полка. По его окончании состоялось освящение храма. В нем приняли участие настоятель Свято–Троицкого Измайловского собора протоиерей Геннадий Бартов, настоятель Николо-Богоявленского собора, протоиерей Богдан Сойко, настоятель Приозерского подворья Валаамского монастыря игумен Фотий, иерей Федор Кузнецов, иерей Александр Берташ.

К этому дню в церковь Воскресения Словущего из Иерусалима доставили святыни: частицы Гроба Господня, Животворящего Креста Господня и частицу мощей святых Вифлеемских младенцев, которые в ходе молебна протоиерей Геннадий Бартов торжественно вручил начальнику кадетского корпуса полковнику Е.М. Ермолову.

Присутствовавшие на богослужении гости преподнесли полковнику Е.М. Ермолову подарки. Начальник ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск генерал–полковник В.Н. Зарицкий подарил икону «Чудо Георгия о змии», директор Калининградского Великого Князя Александра Невского кадетского корпуса В.Н.Соломин ― образ Святого Александра Невского в схиме, председатель Георгиевского союза В.П. Браун ― икону Святого Георгия Победоносца, директор кадетских классов в г. Слоним (Белоруссия) В.Н. Пенза — Жировическую икону Богородицы, президент фирмы «Вапа» Б.Б. Сергуненков — извод святителя Игнатия Брянчанинова с частицей мощей из Толгского монастыря.

В благодарственной речи начальник корпуса полковник Е.М. Ермолов отметил: «Мы рассматриваем возобновление работы храма как возможность развития духовной культуры наших кадет и очень рады, что нам удалось приурочить его открытие к празднованию юбилея».

С 2007 по 2009 год церковь Воскресения Словущего обогатилась новыми святынями. Помимо преподнесенных в праздник 200–летия Дворянского полка святых даров из Иерусалима, в ней появилась икона апостола Андрея Первозванного и частицы мощей святых Киево–Печерской лавры.

Образ святого апостола Андрея написал греческий иконописец монах Евфросин из Андреевского скита Афонского монастыря, в память принесения мощей святого в Россию в 2003 году. Икона была освящена на мощах апостола Андрея, которые хранятся на Афоне. 11 декабря 2007 года её доставили в Петербург в качестве подарка для церкви Воскресения Словущего, где сразу после её прибытия был отслужен праздничный молебен.  

 30 июля 2008 года в храм кадетского корпуса прибыли частицы мощей подвижников Свято–Успенской КиевоПечерской Лавры. Их передали по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, в дни празднования 1020–летия Крещения Руси. По этому случаю в церкви Воскресения Словущего состоялась Божественная литургия, которую возглавили секретарь СанктПетербургского епархиального управления игумен Мстислав (Дячин) и ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Владимир Фоменко. Им сослужили благочинный храмов вузов СанктПетербурга, настоятель церкви святых апостолов Петра и Павла протоиерей Петр Мухин, иерей Александр Берташ и клирик Георгиевского храма в Купчино иерей Артемий Пиянзов. Затем на плацу кадетского корпуса в присутствии офицеров, преподавателей и кадет был отслужен благодарственный молебен, после которого частицы мощей перенесли крестным ходом в храм. Сейчас они находятся в деревянном резном ковчеге, установленном рядом с аналоем, и все верующие могут поклониться святыням.

В своей приветственной речи протоиерей Владимир Фоменко напомнил присутствовавшим, что «слово “мощи” переводится на русский язык как сила, ибо в этих останках и скрыта духовная сила». Он подчеркнул важность того, «чтобы курсанты кадетского корпуса, приобретая здесь физическую силу, также мужали духовно и знали, что, проливая кровь в бою, воины защищают не только нашу Родину, но и правду Божию».

Еще одна святыня была подарена в храм Воскресения Словущего в четь престольного праздника 26 сентября 2009 года. Икону благоверного князя Димитрия Донского со сценами Куликовского сражения и образом Преподобного Сергия Радонежского, благословляющего русских ратников, преподнесла настоятельница монастыря Константина и Елены игуменья Иллариона.

Церковь Воскресения Словущего живет и развивается.

С 1 сентября 2007 года каждое воскресение и в праздники в ней совершается Божественная литургия. Чтобы кадеты, живущие в корпусе по строгому распорядку дня, могли участвовать в таинствах, богослужение начинается в 8.30. Вечерние службы и требы производятся по вторникам и субботам, а также в канун праздников.

Так как церковь Воскресения Словущего ― приходская, то на богослужение могут прийти все желающие по предварительной договоренности с командованием корпуса, потому что в учебном заведении действует контрольно–пропускная система.

Главное назначение церкви в кадетском корпусе ― содействие духовно–нравственному воспитанию кадет, будущих защитников России. Первый настоятель храма, иерей Александр Берташ, говорил, что его первостепенной задачей «является укрепление душ молодых ребят, обучающихся в ракетно-артиллерийском корпусе, по своему возрасту соответствующих школьникам 9–11 классов». Он надеялся, что «красота и благолепие станут тем исходным толчком, который приведет их к Богу, приведет их в церковь».

Назначение храма отражено в его официальном названии: «Православный приход артиллерийского храма Воскресения Словущего». Еще оно знаменует об исконно русской традиции, когда каждый род войск имел свой храм. В Санкт–Петербурге храмом Всея Артиллерия был Сергиевский собор, построенный в дереве при царе Петре I в пушкарской слободе [современный Литейный проспект — В.Г.] и возведенный в камне при императоре Павле в 1800 году. Его архитектором стал Ф.И. Демерцов, в прошлом выпускник инженерного шляхетского кадетского корпуса. В 1932 году Сергиев Всея Артиллерия собор взорвали, а на его месте построили здание ОГПУ [ныне здесь разместилось ГУВД — В.Г.].

 Сегодня церковь Воскресения Словущего является единственным в Петербурге храмом всех артиллеристов. 

С марта 2007 года её настоятелем был иерей Александр Берташ, а духовником — архимандрит Иероним (Тестин). В ноябре 2009 года митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский Владимир назначил настоятелем архимантрита Иеронима·. Заботой, чуткостью и отзывчивостью отец Иероним привлек в храм многих воспитанников. Некоторые из них добровольно выполняют обязанности алтарников.

Проповеди отца Иеронима всегда наполнены светлой радостью, которая способствует воспитанию главного духовного качества в человеке ― любви в её евангельском понимании. Именно о такой любви писал апостол Иоанн: «Нет больше той любви, как если кто  положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15.13) – и апостол Павел: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4–7).

Кадеты искренне полюбили отца Иеронима за его исключительную доброжелательность и внимание к каждому приходящему в храм.

В церкви уже многократно производились таинства венчания офицерских семей и крещения кадет и младенцев, родившихся у сотрудников корпуса и прихожан. Всего, за непродолжительный период существования действующей церкви в кадетском корпусе, было совершено около 20 крещений и 10 венчаний. Всегда они носили торжественный и по-семейному теплый характер. Первым в церкви Воскресения Словущего стало крещение новорожденного Миши, младшего сына преподавателя Гусаковой Виктории Олеговны, состоявшееся 4 декабря 2007 года. Последним на сегодняшний день было венчание офицера-воспитателя, капитана Проскурякова Сергея Александровича и его жены Ольги Викторовны, происходившее 4 ноября 2009 года. Капитан Проскуряков и его супруга уже много лет в браке. У них растет пятилетняя дочь Катя, присутствовавшая на венчании своих родителей. Для их семьи венчание явилось важным шагом к дальнейшему совместному благополучию. Начальник кадетского корпуса, полковник Е.М. Ермолов присутствовал на обоих таинствах, чтобы поздравить своих сотрудников со значимыми событиями в их жизни.         

Многие кадеты не только пожелали лично крестились, но и приводили младших братьев и товарищей. Некоторые после крещения говорили, что их жизнь словно наполнилась новым смыслом, а дни стали светлее.    

Церковь активно участвует в жизни кадетского корпуса. По единодушному желанию командования, офицеров, преподавателей и воспитанников доброй традицией стало совершение молебна на плацу перед началом учебного года и по случаю дней воинской славы.

Для расширения исторического и культурного кругозора воспитанников в корпусе был введен факультативный предмет «Земное и небесное воинство. Духовно–нравственные традиции российской армии». Главной целью занятий по этому предмету стало изучение славных традиций русского воинства, основанных на вере, мужестве и патриотизме, и воспитание лучших качеств человеческого характера, составивших основу русского самосознания ― верности Богу, любви к Родине и своему народу, благочестия, правдолюбия, отваге, миротворчества, смирения, мудрости, силы духа, стойкости, самоотверженности. Проводимые занятия имеют нестандартные формы. Они предполагают экскурсии, паломничества, встречи с ветеранами, священниками и деятелями культуры, уроки-спектакли, интегрированные уроки, семинары и конференции.

Полковник Е.М. Ермолов всячески поддерживает проведение занятий, направленных духовное совершенствование воспитанников и расширение их культурного кругозора. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, Владимира и при активной поддержке Благочинного Адмиралтейского округа, архимандрита Сергия (Стурова) и делового сообщества «Делорус» во главе с Б.Б. Сергуненковым было издано учебное пособие «Земное и небесное воинство. Духовно–нравственные традиции российской армии» (СПб., Издательство храма Воскресения у Варшавского вокзала, 2007). Его тираж был пожертвован в кадетский ракетно-артиллерийский корпус и другие средние учебные заведения России.

В октябре 2009 года в кадетском корпусе были организованы «Сергиевские чтения», посвященные эстетическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся военных учебных заведений. В чтениях участвовали преподаватели и начальники отдела воспитательной работы ракетно–артиллерийского, Кронштадтского морского и Военно–космического кадетских корпусов, СВУ, представители духовенства из военного отдела Санкт–Петербургской епархии: иерей Федор Кузнецов и иерей Александр Берташ, курсанты Университета МВД и кадеты. Приятно отметить, что в обсуждении заявленной темы преобладало единство точек зрения. Основой для эстетического воспитания участники видели русскую культуру, сформированную в лоне православия, а ведущую роль в духовно-нравственном воспитании отвели Православной Церкви.

Участники чтений единодушно высказались о необходимости воспитания в кадетах чувства прекрасного, потому как «что люблю, то защищаю!» (преподаватель Курманалиева С.В.) и потому что «нравственность воспитывается красотой» (методист КРАК Женатова Т.Л.). «Каждый человек должен развиваться, а для этого надо понимать красоту. Тогда и нравственность появится» (кадет А. Хрусталев). Потребность в прекрасном живет в каждом, но, к сожалению, «в современном мире в жизни курсанта и кадета красоты мало» (курсант Университета МВД Сергеева М.Н.).

«Духовные основы русского патриотизма нужно черпать из истории» (преподаватель Военно–космического кадетского корпуса Проскурина М.В.); они содержатся в «христианских заповедях» (старший преподаватель СВУ Омельянович Е.В.), православной вере и русской культуре. Из эффективных методов духовно–нравственного воспитания участники выделили организацию дней Воинской славы, встреч с героями России и представителями Русской Православной Церкви (старший помощник заместителя начальника СВУ Ерутина Н.И.), походы на различные церковные мероприятия (рядовой милиции Сергеева М.Н.), участие в богослужениях, посещение культурно–исторических мест, паломничества и, конечно, личный пример наставника или командира.

По окончанию заседания все участники посетили церковь «Воскресения Словущего», где отец Александр Берташ подробно рассказал об её истории и святынях.

«Сергиевские чтения» положили начало ежегодным мероприятиям, посвященных святому преподобному Сергию Радонежскому, «благодатному воспитателю русского духа» и небесному покровителю артиллеристов.

Настоятель храма отец Иероним всячески поддерживает инициативу преподавателей в подобных делах. По его благословению некоторые факультативные занятия по культуре и предметам гуманитарного цикла проводятся в храме в свободное от богослужений время.

Несомненно, что столь активная жизнь церкви и ее гармоничное включение в воспитательный процесс корпуса стали возможными благодаря внимательному отношению к её нуждам и проблемам полковника Е.М. Ермолова. В ноябре 2009 года он был избран председателем приходского совета и почетным ктитором храма. Под его пристальным наблюдением реставрация близится к завершению. Уже окончена роспись купола, и величественный Господь Вседержитель, исполненный художником А.К. Крыловым, милостиво взирает на прихожан. Оформлены образами евангелистов паруса. Аналогом для них послужила роспись Свято–Троицкого собора Александро–Невской лавры.

Еще многое предстоит сделать, чтобы храм снова обрел былое великолепие. В ближайшее время планируется восстановление черных досок с именами павших «дворян и константиновцев» с добавлением имен новых героев Великой Отечественной войны.

Сегодня артиллерийский храм Воскресения Словущего готовится к празднованию своей 200–летней годовщины. Благодаря соборным усилиям командования, Церкви, благотворителей и просто верных молитвенников, он возродился. Возможно, пример его многотрудного, но столь желанного восстановления даст толчок к открытию церквей в других военных учебных заведениях и частях, и, как в былые времена, будущие воины станут не только защитниками своего народа и родной земли, но и хранителями православной веры и многовековой культуры.  



·Имя архитектора, спроектировавшего дом графа Р.И. Воронцова, до сих пор не выяснено. По данным А.Анучина, работавшего с документами Особой экспедиции о военных сиротских учреждениях, это был Кваренги, а в "Путеводителе по Санкт-Петербургу за 1838 год", составленном И. Пушкаревым, указано имя Растрелли.

· Название «Волынкин двор» происходит от усадьбы Артемия Петровича Волынского, видного государственного деятеля и дипломата. В 1740 г. он был обвинен в заговоре, арестован и казнен. Его имение отошло дворцовому ведомству, а затем было передано в ведение егермейстерской части. Сейчас на месте Волынкина двора находится здание Технологического университета.

Лютеранская церковь была упразднена в 1830 г. из-за отсутствия прихожан.

Храм исторически находился в этом здании, в котором до революции 1917 года размещалось ремесленное училище имени цесаревича Николая.

В дореволюционной России в этом здании находилась Крестовоздвиженская община сестер милосердия, оказывавшая помощь раненым в сражениях. Община была образована по инициативе великой княгини Елены Павловны 5 ноября 1854 года.

· Архимандрит Иероним (Тестин) — кандидат богословия, в прошлом первый наместник Ипатьевского Костромского монастыря, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии и благочинный Иоанно-Богословского храма при СПбДАиС.  



1 Цит. по: Исторический очерк Военно–Учебных Заведений, подведомственных Главному их Управлению 1700―1780 / сост. генерал–майор М.С. Лалаев. СПб., 1880. С. 80.

2 Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства) / сост. полковник Н.Н Мельницкой. Ч.1. СПб., 1857. С. 133.

4 Антонов В.В. Александр Штауберт. // Зодчие Санкт-Петербурга XIX―начала ХХ вв. СПб., Лениздат, 1998. С. 204.

5 ВИММИВ и ВС. Ф.52. оп.110/3б. Д.1. Л. 9―10.

6 Прибавления к Церковным ведомостям. 1910. №7.

По материалам книги: Гусаковой В.О. Церковь Воскресения Словущего

в Санкт-Петербургском кадетском ракетно–артиллерийском корпусе. СПб., 2010.


Возврат к списку

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар  Русская Православная Церковь Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия
 
Изборский клуб

   Родная Ладога