Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
05.03.2010

«СИМ ПОБЕДИШИ!» СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА

«Вознесшееся на Крест Солнце в полудне». Крест «светом безмерным озарен», ему солнце служит нимбом, а сам Крест символизирует животворящий Свет Господень. Средокрестие такого креста отмечено солнцами, а вместо косой перекладины помещен полумесяц. Иногда концы креста также завершены маленькими солнышками.

Помимо городской архитектуры, такие кресты часто встречаются в сельских храмах.

Илл.: кресты на церкви Пантелеймона в Санкт–Петербурге (1736–39 гг.)

 

«Кормчий плавающих». Крест украшен множеством декоративных  мотивов. Его главным отличительным признаком является полумесяц вместо косой перекладины, который имеет разные толкования. Среди них: купель и Евхаристическая Чаша, но более распространенный – церковный челн, ведомый Кормщиком–Христом».

Илл.: крест на Николо–Дворищенском соборе в Новгороде (1113–36 гг.)

«Якорь надежды». Крест знаменует, что Церковь – корабль, несущий верующих по житейским волнам в гавань Царствия Небесного, где будет брошен спасительный якорь. Такой крест очень похож на предыдущий, но отличается от него утолщениями и наличием украшений на полумесяце.

Илл.: крест Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1559-85 гг.)

Крест на колокольне Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге (XVIII в.) 

«Царский путь». Заостренные словно стрела концы креста указывают путь в направлении добра.

Илл.: кресты на Князь–Владимирском соборе в Санкт–Петербурге

«Небесная лествица». К двум концам горизонтальной перекладины, символизирующей веру и воздержание, ведут ступени христианских добродетелей: терпение, целомудрие, смирение, а сами концы завершаются звездами.Крест напоминает, что все святые восходили в Царствие Небесное по этим ступеням.

Илл.: крест на церкви Илии пророка в Каменьи (1698 г).

«Ключ Царствия Небесного». Крест – есть посредник между небом и землей, а его средокрестие – место встречи человека с Богом, вход в Царствие Небесное. Поэтому средокрестие креста отмечено замочной скважиной в виде восьмерки, образованной из сложения нимба – символа святости, с цатой – символа непорочности. Такая конфигурация напоминает, что крест Господень служить праведному человеку ключом, отворяющим двери в рай, и являются доказательством слов Спасителя: «Стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).

Илл.: крест на церкви Воскресения в Кадашах в Москве (1687-1713 гг.)

«Ангел–хранитель». К горизонтальной перекладине крест прикреплена фигурка ангела. Такой крест – «ангелов слава и демонов язва» напоминает, что Господь посылает Ангела-хранителя в каждый храм для служения в алтаре.

Илл.: крест колокольни Петропавловского собора в Санкт–Петербурге (XVIII в.).

 «Умными Силами всюду окружаем». Концы креста унизаны херувимами, которые, подобно райским поющим птицам, служат Животворящему Кресту Господню.

Илл.: крест на церкви Николая Чудотворца в Хамовниках в Москве (1679-82 гг.)

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

Возврат к списку

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар  Русская Православная Церковь Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия
 
Изборский клуб

   Родная Ладога