Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
05.03.2010

«СИМ ПОБЕДИШИ!» СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА

 

Гусакова В.О.


В службе на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Церковь поется: «Крест – хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».

Крест, венчающий православный храм, является его символом, знаком победы Иисуса Христа над смертью, «оружием на дьявола».

По словам архиепископа Аверкия (Таушева): «Крест Господень для нас, воинов Христовых, призванных к «невидимой брани» к постоянному воинствованию против врагов нашего спасения есть и наше воинское знамя и наше оружие, одновременно».

Первое воинское знамя с изображением креста появилось при римском императоре, святом Константине Великом (274–337) в годы гонений на христиан. В 311 г. накануне сражения с другим претендентом на римский престол, язычником Максентием, Константин, видя значительный перевес в численности войск противника, решил заручиться помощью свыше. Уединившись в шатре, он обратился с молитвой к Единому Богу, о котором знал с детских лет от своей матери, святой царицы Елены.  

Вечером на фоне закатного неба Константин и многие его воины увидели сияющий крест с латинской надписью «Inhoc signo vinces» – «Сим знаменем победишь» («Сим победиши»). Император незамедлительно повелел заменить символы Рима на шлемах и щитах своих воинов изображениями креста, а знамена хоругвями – атрибутами архангелов.

Древний историк Евсевий Кесарийский оставил описание знамени Константина так: «К древку крестообразно прикреплена поперечина, а к ней, во всю длину её – кусок драгоценной ткани, вышитой золотом и драгоценными камнями, с золотым изображениями императора и его детей, и с бахромой по нижнему краю». Вместо римского орла навершием этого знамени стала хризма монограмма Иисуса Христа, составленная из двух греческих букв «I» и «Х», обрамленная венком.

Лабарум императора Константина

В решающей битве император Константин одержал победу.  

         Эта событие показало, чтопобеда праведных воинов достигается не только мечом, но и крестом. Крест – есть самое мощное оружие против дьявола и зла. Вооруженное крестом воинство именуется христолюбивым, потому что оно сражается за свободу во Христе.

  Символика креста многообразна. Она ярко отражена в его конфигурации.

«Ось мироздания». Восьмиконечный крест самый распространенный в России. Его форма наиболее соответствует распятию Христа. Он имеет вертикальную перекладину, горизонтальную, к которой были пригвождены руки Христа, верхнюю малую, обозначающую дощечку (титло) с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», прибитую над головой Господа по приказу Понтия Пилата, и нижнюю – обманчивую опору для ног.  

Устремленная высь вертикаль такого креста символизирует Божественную сущность Спасителя и непреложность Его заповедей, горизонталь – человеческую природу и весь тварный мир, верхняя малая перекладина – отдаленность тварного мира от Бога, а нижняя косая – два возможных пути для человека: в Царствие Небесное, открытое Спасителем, или в проклятую за грехи землю. Преодолевая три перекладины или препятствия, вертикаль креста обозначает воссоединение в Боге отпавшего мира, осуществляет связь земного и небесного и являет тем самым духовную ось мироздания.

Восемь концов креста указывают на основные вехи жизни человечества, где восьмая – последняя и есть жизнь будущего века.

Илл.: кресты Свято-Троицкого собора в Пскове (1699 г.)

«Царей держава, и утверждение» или «Всесильная держава». Крест устанавливается на шаре (державном яблоке), иногда увенчанный небольшой державой. Его название восходит к строке канона: «Верных бо Крест похвала, и царей держава, и утверждение».

Илл.: крест на церкви Воскресения Словущего в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе(1810 г., воссоздан в 2005 г.)

 

 

 

«Древо жизни», олицетворение Мирового древа. Крест обрамлен растительным орнаментом. Побеги растений произрастают из средокрестия, исходят от нижней перекладины, распускаются на концах креста. В отличие от земных деревьев древо жизни вечно. Его корни уходят не в землю, а в небеса. Если в древо познания добра и зла принесло миру смерть, то Древо жизни – Крест Господень – дарует ему «живот и нетление».

Илл.: церковь Анастасии Римлянки в Пскове (1539 г.)    

 «Крест – Лоза Истинная». Вертикальная перекладина этого креста украшена гроздями винограда и спиралями виноградных «усиков», а косая в форме полумесяца с сильно закругленными концами похожа на чашу. Этот крест напоминает о таинстве Причастия.

Такие кресты можно часто встретить на вологодских храмах.

Илл.: крест на церкви Димитрия Прилуцкого в Вологде (1750-59 гг.)

«Дух мирен». На кресте установлена фигурка голубка (голубок-ветрило или ветрельник – указатель ветра), в ознаменование Духа Святого, осеняющего храм.

Илл.: крест на соборе Димитрия Солунского во Владимире (1194–97 гг.)

Илл.: крест на Софийском соборе в Новгороде (1040–45 гг.)

 

«Оружие невидимой брани» или «Триобоюдный меч».  Крест может иметь концы в форме наконечников копий, или 4 копья, выходящих из средокрестия. Иногда вместо косой перекладины помещается изогнутый меч.

Такие кресты знаменуют духовное оружие, которым побеждаются видимые и невидимые враги.

Илл.:  крест на церкви Святого Георгия «на Торгу» в Новгороде (XVII-XVIIIвека).

«Знамя Христовой победы», «Крест–хоругвь».  Крест имеет вместо косой перекладины знамя. Чаще всего такие кресты увенчивают монастырские башни. Они напоминают о победе Иисуса Христа над смертью, а Царства благодати над царством греха.

Илл.: крест на башне Спасо–Елеазаровского монастыря в Псковской области (XVI в.)

 «Хранитель Вселенной». Средокрестие и концы креста отмечены кругами – символами небесной сферы и вечности. В каждый круг вписан малый крест. Концы креста по окружностям отмечены еще тремя маленькими крестами.

Эта конфигурация заимствована у древних славян, у которых она служила символом Мира и называлась «Крес–коло» («крес» – оживлять, «коло» – круг). В христианстве она напоминает слова св. Климента Александрийского «Сын Божий есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся».

Илл.: крест на часовне Рождества Христова в Вологде (2002 г.)

 

«Вознесшееся на Крест Солнце в полудне». Крест «светом безмерным озарен», ему солнце служит нимбом, а сам Крест символизирует животворящий Свет Господень. Средокрестие такого креста отмечено солнцами, а вместо косой перекладины помещен полумесяц. Иногда концы креста также завершены маленькими солнышками.

Помимо городской архитектуры, такие кресты часто встречаются в сельских храмах.

Илл.: кресты на церкви Пантелеймона в Санкт–Петербурге (1736–39 гг.)

 

«Кормчий плавающих». Крест украшен множеством декоративных  мотивов. Его главным отличительным признаком является полумесяц вместо косой перекладины, который имеет разные толкования. Среди них: купель и Евхаристическая Чаша, но более распространенный – церковный челн, ведомый Кормщиком–Христом».

Илл.: крест на Николо–Дворищенском соборе в Новгороде (1113–36 гг.)

«Якорь надежды». Крест знаменует, что Церковь – корабль, несущий верующих по житейским волнам в гавань Царствия Небесного, где будет брошен спасительный якорь. Такой крест очень похож на предыдущий, но отличается от него утолщениями и наличием украшений на полумесяце.

Илл.: крест Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1559-85 гг.)

Крест на колокольне Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге (XVIII в.) 

«Царский путь». Заостренные словно стрела концы креста указывают путь в направлении добра.

Илл.: кресты на Князь–Владимирском соборе в Санкт–Петербурге

«Небесная лествица». К двум концам горизонтальной перекладины, символизирующей веру и воздержание, ведут ступени христианских добродетелей: терпение, целомудрие, смирение, а сами концы завершаются звездами.Крест напоминает, что все святые восходили в Царствие Небесное по этим ступеням.

Илл.: крест на церкви Илии пророка в Каменьи (1698 г).

«Ключ Царствия Небесного». Крест – есть посредник между небом и землей, а его средокрестие – место встречи человека с Богом, вход в Царствие Небесное. Поэтому средокрестие креста отмечено замочной скважиной в виде восьмерки, образованной из сложения нимба – символа святости, с цатой – символа непорочности. Такая конфигурация напоминает, что крест Господень служить праведному человеку ключом, отворяющим двери в рай, и являются доказательством слов Спасителя: «Стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).

Илл.: крест на церкви Воскресения в Кадашах в Москве (1687-1713 гг.)

«Ангел–хранитель». К горизонтальной перекладине крест прикреплена фигурка ангела. Такой крест – «ангелов слава и демонов язва» напоминает, что Господь посылает Ангела-хранителя в каждый храм для служения в алтаре.

Илл.: крест колокольни Петропавловского собора в Санкт–Петербурге (XVIII в.).

 «Умными Силами всюду окружаем». Концы креста унизаны херувимами, которые, подобно райским поющим птицам, служат Животворящему Кресту Господню.

Илл.: крест на церкви Николая Чудотворца в Хамовниках в Москве (1679-82 гг.)

 


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

Возврат к списку

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар  Русская Православная Церковь Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия
 
Изборский клуб

   Родная Ладога