Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
13.10.2010

Святой ХРИСТОФОР († 250).

День памяти 12 сентября

Имя святого воина Христофора в переводе с греческого обозначает «носящий Христа».

Святой Христофор, Репрев (лат. – отверженный, дурной) до крещения,  вел род из народа кинокефалов или псеглавцев (т. е. носящих собачью голову), а в византийских источниках – антрофагов (людоедов). Некоторые историки предполагают, что так могли называть хананеян или даже китайцев. Предание содержит 3 версии происхождения его облика. Первая говорит, что Христофор родился с песьей головой, а после крещения приобрел человеческое лицо. Вторая, популярная на Кипре, рассказывает, что святой был очень красив, и, желая избежать прелести, вымолил у Бога собачью внешность. Третья, более поздняя, зафиксированная в Константинопольском Синаксаре, и наиболее достоверная, указывает на символическое понимание образа святого, пребывавшего в безобразном состоянии до крещения и преобразившегося после принятия христианства.

            Репрев отличался высоким ростом и недюжинной силой. Он служил в когорте Мармаратона при императоре Деции (249–251), и не раз становился свидетелем жестоких преследований христиан. Он сам проникся верой и начал обличать гонителей. Узнав об этом, Деций направил 200 воинов, чтобы они доставили Репрева к нему. По пути святой явил чудеса: его деревянный жезл расцвел, а у путников умножились хлебы. Сопровождавшие его воины тоже уверовали, и вскоре все вместе крестились у епископа Вавилы.  Затем Христофор был схвачен и после долгих мучений обезглавлен.

            Святой известен на Западе и на Востоке. Сохранившаяся в халкидонской церкви надпись (450) указывает на ранний период его почитания. В Греции с его образом распространено поверье, что человек, увидевший икону Христофора, в этот день не умрет, поэтому в греческих храмах принято устанавливать образ святого при входе.

Первые редакции жития святого Христофора датируются VIII в. Примерно в этот период складывается его иконография. В доиконоборческой Византии святого изображали безбородым юношей-мучеником, с удлиненными волосами, хитоне и гиматии, с крестом в руках. Постепенно исключительной чертой образа Христофора стала песья голова. На одном из ранних терракотовых изводов (до 733 г., Скопье) святой Христофор с головой пса запечатлен рядом со святым Георгием Победоносцем. Вместе они пронзают копьями змия. Начиная с Х–XI вв. Христофора показывали воином.  

Существуют изображения Христофора в человеческом облике с Младенцем Христом на плечах. Такая иконография указывает на расшифровку имени святого «Несущий Христа» и ассоциируется с «Западной Легендой» доминиканского монаха Иакова Ворагинского (XIII в.). Эта легенда повествует о том, как Репрев, еще до крещения, переносил через реку ребенка и ощутил тяжесть всего мира. Оказалось, что он нес на плечах Самого Творца мира, потому что в образе ребенка ему явился Господь. Примеры таких сцен можно найти в росписях сербских храмов XIV–XV вв., а образ Христофора с Младенцем на плечах и цветущим жезлом в руках встречается в живописи монастырей Иоанна Богослова в Поганово (конец XV в.) и Николая Анапавса в Метеорах (мастер Феофан Критский, 1527 г.) и соборе Великой Лавры на Афоне (1535 г.).

Икона, соединяющая в себе все перечисленные выше иконографии и изображающая Христофора воином с песьей головой, Младенцем Христом на плечах и цветущим жезлом в руке, опирающимся на копье, находится в Георгиевской церкви в Арпера на Крите (1745 г.). Позже такая композиция получила широкое распространение. 

На Руси почитание Христофора началось сразу после Крещения в Х в. Предположительно в образе мученика св. Христофор был запечатлен в Киевском Софийском соборе (XI в.). Как воин он представлен на арке диаконника Георгиевского собора в Старой Ладоге (1170–80-е гг.).

Русский народ почитал Христофора как избавителя от мора и заразных болезней. На это указывают активное строительство храмов в его честь (в Новгороде в 1533 и Москве в 1572) и возросшая популярность изображений святого с песьей головой в период эпидемий. Примерами могут служить фрески Успенской церкви Свияжского монастыря (XVI в.) и Архангельского собора в Москве, минейная икона на май (1597 г., Государственный Исторический музей). Св. Христофора в песьем обличье и воинском снаряжении нередко изображали на дверях жертвенника, где он воспринимался как образ верного заступника и надежного защитника. В 1667 г. Большой Московский Собор запретил писать Христофора звероподобным, но это практически не отразилось на иконографии. Святого продолжали писать с головой пса и в доспехах. Особенно много таких икон св. Христофора вышло из мастерской Строгановых.

В XVIII в. в защиту антропоморфного образа выступали святитель Дмитрий Ростовский, митрополит Антоний (Мациевич) и ростовское духовенство. Но Сенат не разделял их мнения и не поддержал синодальный проект о запрете икон «противных естеству». Он рекомендовал воздержаться от подобных мер, ссылаясь на вековое почитание подобных образов. Иконография святого Христофора в образе воина с песьей головой продолжала сохраняться в иконописи последующих столетий.

В. Гусакова. По материалам 9 тома Энциклопедии «Святая Русь»

Христофор.Покровская старообрядческая церковь г. Ветка. 18 век   Святые Христофор, Трифон и Мавра. Греция. 18 век


Возврат к списку

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар  Русская Православная Церковь Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия
 
Изборский клуб

   Родная Ладога