Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
13.10.2010

Донская икона Божией Матери — спасительница Руси от монголо-татар

 

Донская икона Божией Матери. 1382—1395 г. ГТГ

 

Донская икона Божией Матери. 1382—1395 г. ГТГ

 

Источники о Донской иконе Божией Матери

1. Вкладная книга Донского монастыря. 1692 г.

2. «Повесть от древних летописных историй о чудотворном образе пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Донскиа, откуда и коих лет прославися и како зде во граде Коломне обретеся». 2–я половина XVII в.

История святыни восходит к концу XIV в.

Накануне Куликовской битвы донские казаки, прибывшие на помощь к великому князю Дмитрию Иоанновичу, принесли с собой образ Пресвятой Богородицы с Младенцем. Святыня была установлена на древке, и русские ратники несли её впереди себя как хоругвь.

Победа русского воинства над татарскими полчищами связывалась с небесным заступничеством Пресвятой Девы. Поэтому после изгнания Мамая великая княгиня Евдокия, супруга князя Дмитрия, заказала художнику Феофану Греку или, по другой версии, его ближайшему ученику написать икону Божией Матери с Младенцем на молитвенную память о своем муже и воинах, сражавшихся на берегах Дона в 1380 г.

Образ Богоматери назвали Донским. Его установили в Успенском соборе в Коломне. Этот храм был заложен еще до Куликовской битвы в 1379 г. на месте сбора русских ратников и окончательно достроен после победы в 1382 г. 

Успенский собор в Коломне                    Успенский собор в Коломне

Успенский собор в Коломне.

Рисунок постройки 1378—1382 гг.;          Современный вид. Фото 2010 г.

 

Почитание Донкой иконы Божией Матери в России

В середине XVI в. в царствование Иоанна IV Грозного стала складываться традиция почитания Донской иконы как заступницы русской рати в военных походах.

Начало почитанию положило выступление против Казанского ханства в 1552 г. Накануне государь Иоанн IV посетил Успенский собор в Коломне, где долго молился перед Донским образом. После покорения Казани икона приобрела статус государственной святыни. Её торжественно перенесли в придворный Благовещенский собор Московского Кремля.       

В 1591 г. перед ней о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея молились царь Федор Иоаннович и жители города. В память о чудесном избавлении столицы от татар государь основал обитель в честь Донской иконы Божией Матери на месте своей походной церкви, а в монастырском храме установил список с чудотворной святыни.

Другие списки с Донской иконы уменьшенного размера распространились по всей России.

         Царь Федор Иоаннович установил дату празднования Донской иконы Божией Матери 19 августа / 1 сентября.

В XVII в. Донскую икону стали почитать как защитницу от вражеских нашествий неверных. Так, в 1646 г., когда южным рубежам России угрожали крымские татары, государь Алексей Михайлович обратился с молитвой к Пресвятой Богородице перед Донской иконой. Нападение татар было отбито.

При возникновении опасности во время  последующих набегов татар в 1647 и 1648 гг. в Благовещенском соборе Московского Кремля служили молебны перед Донской святыней, а затем проводили крестные ходы.

Почитание святыни усилилось при царях Федоре Алексеевиче и Петре I. Оно было связано с войной против Турции. Чудесному заступничеству Пречистой Девы приписывались победоносные Чигиринские (1677—1678 ) и Крымские походы (1687 и 1689) князя В.В. Голицына и взятие Азова (1696).

Иконография Донской иконы Божией Матери

         На иконе представлена Божия Матерь с Младенцем, Который, нежно прильнул своей щечкой к Ее щеке. Христос сидит на правой руке Богородицы, а Его ножки, обнаженные до колен, покоятся на Ее левом запястье. Правой рукой Он благословляет, в левой, лежащей на колене и прикрытой гиматием, держит свернутый свиток. Младенец не смотрит на верующих. Его взгляд устремлен на Богоматерь, Которая, в свою очередь, с нежностью и печалью глядит на Сына. Этот удивительно трогательный момент соединения взглядов — «глаза в глаза» — придает всему образу исключительную задушевность, а сюжету — ласкания Младенца своей Матерью — значение всеспасающей материнской любви и заботы.     

Прорись Донской иконы Божией Матери

Прорись Донской иконы Божией Матери

 

Икона очень красива и гармонична по колористическому исполнению. Богоматерь облачена в красно–коричневый темный мафорий, окаймленный золотой бахромой, из-под которого видны синие хитон и чепец. Одеяния Младенца покрыты густым золотым ассистом.

На обратной стороне иконе написан сюжет «Успение Пресвятой Богородицы». Он был связан с первоначальным пребыванием образа в Успенском соборе г. Коломны. Сейчас Донская икона Богоматери с Младенцем находится в собрании ГТГ. 

Успение Пресвятой Богородицы. Оборот Донской иконы Богоматери. 1390-е гг.

Успение Пресвятой Богородицы. Оборот Донской иконы Богоматери. 1390-е гг.

 

С древних времен до наших дней дошло несколько чудотворных списков с Донской иконы Божией Матери:

1) икона, написанная по заказу князя Владимира Андреевича Храброго, сподвижника Дмитрия Донского, для Троице–Сергиева монастыря в конце XIV в.;

2) икона из Донского монастыря в Москве, созданная в 1591—1598 гг.;

3) икона, исполненная Симоном Ушаковым в 1668 г. Она находится в Малом соборе Донского монастыря


Гусакова В. По материалам учебного пособия "Земное и небесное воинство"..


Возврат к списку

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар  Русская Православная Церковь Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия
 
Изборский клуб

   Родная Ладога