Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
15.10.2010

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (14 октября)

Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых великих праздников у православных верующих. В этот день Церковь вспоминает чудесное спасение столицы Византии Константинополя в Х в. Покров Пресвятой Богородицы. Икона из Зверина монастыря. Новгород. 1399 г. НГОМЗ

 Согласно преданию, в царствование императора Льва VI (886—912) Философа Константинополю угрожали сарацины на суше, а с моря подступали славяне. Воинов в городе не было, и защищать столицу было некому. Собравшиеся во Влахернском храме, несчастные горожане слезно молили Пречистую Деву о спасении. После долгого моления в 5-м часу утра находившийся среди людей св. Андрей Юродивый увидел под куполом парящую Божию Матерь. Она распростерла свое покрывало (мафорий или омофор) над головами верующих, защищая их от врагов видимых и невидимых. Св. Андрей обратился к стоявшему рядом ученику, праведному  Епифанию: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». Епифаний ответил: «Вижду, святый отче, и ужасаюся»[1]. Вскоре сарацины отступили, а славянские корабли были потоплены внезапно налетевшей бурей. Так, благодаря заступничеству Богоматери Константинополь спасся от вражеского вторжения.

Православные греки сохранили память об этом событии. В одном из источников, «Слове на совершившееся во Влахернах чуде» Михаила Пселла (1075), говорится о так называемом «еженедельном» диве, происходившем каждую пятницу на всенощной во Влахернском храме: покров, наполовину закрывавший чудотворную икону Богоматери, приподнимался и оставался парить над образом до окончания молитв. Описание самой святыни не сохранилась, но русский паломник, дъяк Афанасий, бывший во Влахернской церкви в XIV в., рассказывал, что видел там икону молящейся Пресвятой Богородицы, написанную по видению Андрея Юродивого.

Греческая церковь не установила празднования «Покрова Богоматери», но отмечает Положение ризы (или покрова) Пресвятой Богородицы, которое по своей сути заменяет «Покров». Согласно византийскому историку Никифору Каллисту, в правление императора Льва Великого (457474) его приближенные, святые братья Галвий и Кандит паломничали по Палестине. В доме некой еврейки они обрели ризу Девы Марии, которая хранилась со времени успения Богоматери и передавалась от одной девы к другой. Паломники доставили святыню в Константинополь, где в 458 г. она была  положена во Влахернском храме. В периоды военной угрозы Константинополю от сарацин в 673 и 716 гг. и русских витязей под предводительством князей Аскольда и Дира в 866 г., чудотворную ризу Богоматери погружали в воды Босфора, и каждый раз внезапная  буря сокрушала неприятельский флот. Вероятно, св. Андрей увидел Божию Матерь с покровом во Влахернском храме как раз во время нашествия руссов в IX в., после чего Константинопольский патриарх Фотий установил ежегодное празднование «Положения Ризы» 2/15 июля.

В России праздник «Положение Ризы Пресвятой Богородицы» не приобрел такого значения, как в Византии. Особыми торжествами Русская Православная Церковь отметила «Покров», установление которого состоялось около 1164 г. по инициативе св. благоверного князя Андрея Боголюбского. Об этом свидетельствует запись в «Проложном сказании» («Страшное и чудное видение…») XII в.

Предание связывает принятие «Покрова», а вместе с ним и «Всемилостивого Спаса» (Медовый Спас) с чудом, происшедшем во время военного похода князя Андрея на волжских булгар, когда от креста и икон Спасителя и Владимирской Божией Матери, находившихся в стане русского войска, исходил свет. Поход увенчался победой для Андрея Боголюбского. В 1165 г. в память о событии он возвел храм Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нерль, который первоначально посвящался Покрову и Спасу.

Существуют мнения, утверждающие, что на Андрея Боголюбского большое воздействие оказало житие Андрея Юродивого — соименитого князю святого, бывшего к тому же славянином, попавшим в плен и проданным византийцу Феогносту. Рассказ о покрове, распростертом Богородицей над молящимися греками, впечатлил князя, и он установил праздник Покрова в знак особого покровительства Богородицы Русской земле, на что указывало чудо в походе против булгар.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Рубеж XIV-XV вв. Новгород. ГТГХрам на реке Нерль, ставший выдающимся образцом древнерусской архитектуры и символом заступничества Богоматери за Русь, не был первым посвященным Покрову церковным памятником. К моменту его постройки в Новгороде существовал Зверин монастырь впервые упоминаемый в летописи 1148 г. Его главным храмом стала деревянная Покровская церковь в честь Положения Ризы Богородицы. Её посвящение указывает на Влахернский храм в Константинополе, где хранилась риза Пречистой Девы, и происходило чудо покрова Богородицы.  

Почитание Покрова Пресвятой Богородицы получило свое развитие в царствование Иоанна IV Грозного (1547—1584). В 1555—1561 гг. в Москве на Красной площади у храма Пресвятой Троицы в память о взятии Казани царь Иоанн IV воздвиг собор Покрова на Рву. В 1588 г. к нему пристроили северо-восточный придел так, что он находился прямо над могилой Василия Блаженного (†1552), погребенного рядом у стен Троицкого храма. Придел освятили в честь юродивого Василия, и вскоре его название закрепилось за всем собором. Так как этот период ознаменован утверждением идеи «Москва — Третий Рим» о преемственности России от Византии, то храм Покрова на Рву стали соотносить с Влахернским храмом, а св. Василий Блаженный с Андреем Юродивым. 

В народе с «Покровом Богоматери» связано множество примет. В деревнях и селах к этому дню завершают полевые работы и начинают конопатить избы и топить печи, приговаривая: «Батюшка Покров, не натопит хату без дров». В народном представлении этот праздник является межевым столбом между осенью и зимой, на что указывают поговорки: «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Считается, что улетевший до Покрова журавли и выпавший на Покров снег предвещают раннюю и холодную зиму.

В старину к празднику Покрова приурочивали свадьбы. В надежде «расплести косу и повязать голову бабьим повойником» девушки гадали. В ночь на 14 октября, укладываясь спать, они говорили: «Батюшка Покров, Пресвятая Богородица, покрой землю снежком, а меня, молодую, жемчужным кокошником». В день Покрова устраивали пиры и посиделки, искренне веря, что «если Покров весело проведешь, то женишка милого найдешь».

В сказаниях русского народа покров Божией Матери отождествляется с нетленной пеленой Девы-Солнца — утренней и вечерней зарей, которая прядется из золотых и серебряных нитей и покрывает всех обездоленных. В трудные минуты люди обращались к Пресвятой Деве молитвенным заклинанием: «Зорька-зоряница, красная девица, Мать Пресвятая Богородица! Покрой скорби и болезни твоей фатой! Покрой ты меня покровом Своим от силы вражьей».  

В иконописи «Покров Пресвятой Богородицы» имеет четко иконографию, которая сложилась в ХIII в. Ее центральным звеном стала фигура Божией Матери с покровом в руках, распростертым над молящимися людьми в символически изображенном храме. В правом нижнем углу композиции принято изображать св. Андрея Юродивого во власянице, указующего Епифанию на Пресвятую Деву. Иногда среди молящихся показывают Романа Сладкопевца (VI в.), сочинившего акафист в честь Царицы Небесной.

Празднуя «Покров Пресвятой Богородицы», люди вверяют свои судьбы Пресвятой Деве и, прославляя на богослужении небесную Заступницу, поют: «днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша»[2].

 

По материалам книги: Гусаковой В.О. «Христианские праздники».

СПБ.: Аврора, 2010. 

 



[1] Цит. по: Филимонов Г.Д. Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Филимонова. М., 1874. С.164.

[2] Тропарь праздника.


Возврат к списку

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар rosnasledie.ru  Русская Православная Церковь русиздат.рф Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия Тверской православный молодежный клуб
 
Изборский клуб


   Родная Ладога