Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
10.12.2010

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ.

Иконография святого великомученика

          Иконография одного из самых известных и почитаемых в христианстве святых, воина, великомученика Георгия († 303), претерпевшего жестокие страдания за Христа и одержавшего духовную победу над своими мучителями широко известна в России.

         Прославление святого Георгия началось почти сразу после его кончины. Уже с конца IV века началось строительство церквей в честь святого Георгия на территории Римской империи. Центром почитания святого стал г. Лидда в Палестине, переименованный в VII в. в Георгиополь, где упокоились мощи святого. Много Георгиевских храмов и монастырей было построено в Константинополе. 

         В VI веке сформировались 2 иконографических типа святого Георгия: 1) мученик в хитоне и плаще, с крестом в руках;

2) воин в доспехах, при оружии – со щитом, мечом и копьем, пеший или конный.

         На всех изводах он представлен безбородым юношей с короткими кудрявыми волосами в виде круглых завитков.

         Образ Георгия–воина чеканили на монетах, начиная от византийского императора Алексея Комнина до представителей династии Палеологов. Именно в Византии святого Георгия стали почитать больше как покровителя воинства, землепашцев и пастухов, чем как великомученика. Имя святого в переводе с греческого обозначает «земледелец». В текстах предания и на иконах с VI века святого Георгия нередко объединяли с другим святым воином, Дмитрием Солунским, называя обоих родственниками или братьями. В ратном снаряжении святых часто изображали вместе с Федором Тироном и Федором Стратилатом.

         В XII–XIV веках почитание святого Георгия возросло. Это было связано с противостоянием Византийской империи католической экспансии с запада и туркам-османам с востока. Великомученика верхом на коне чаще стали изображать в монументальной живописи. В качестве примера можно назвать роспись «Святой Георгий верхом на коне», исполненную живописцем Павлом на стене императорского дворца в Константинополе предположительно во 2-й половине XIV века. В основу конной иконографии святого Георгия была положена идея триумфа императора. Она подразделялась на варианты: «Георгий змееборец», получивший на Руси название «Чудо великомученика Георгия о змии», «Георгий на коне» (без змия), «Святой Георгий с отроком», известный в России как «Чудо великомученика Георгия с отроком». Лучшим примером подобных изображений может служить фреска на стене скального храма в Эски-Кермене в Крыму (XII–XIII века), где слева направо представлены: Георгий на коне, с поднятым копьем и щитом, Георгий–змееборец и Георгий со спасенным из плена отроком. Эта роспись была святыней у местных греков, заселявших в ту пору Крым.   

        В XV–XVI веке греческие мастера разработали новую иконографию св. Георгия с усеченной головой (о. Крит, ныне Исторический музей в Москве). На ней изображен святой великомученик, в воинском снаряжении, в трехчетвертном повороте, обращенным в молении ко Господу, Который находится в небесном сегменте в правом верхнем углу. Христос правой рукой увенчивает Георгия мученическим венцом, а левой протягивает ему свиток с надписью: «Вижу тебя, мученик, и даю тебе венец». Святой Георгий на правой ладони держит свою усеченную голову.

Древняя Русь переняла из Византии традиции почитания и иконописания святого Георгия, за исключением иконографии с усеченной головой, и преобразовала их так, что великомученик стал восприниматься исключительно русским святым, а его образ прочно укоренился в государственной символике России. Великий князь Ярослав Мудрый, принявший крещение с именем Георгий, основал Георгиевскую церковь в Киеве (1051–1054) и, подобно византийским императорам, повелел чеканить образ воина–великомученика на своих серебряных печатях. На одной из таких печатей было написано: «Господи, помози рабу Твоему Георгию, архонту». Своим потомкам Ярослав заповедал праздновать память святого по всей Руси. Дата празднования 26 ноября /9 декабря закрепилась в народном сознании как осенний Юрьев день, в который завершали сельскохозяйственные работы. С тех пор русский народ почитает святого Георгия не только как доблестного воина, победителя зла, запечатленного на иконах в виде змея, но и покровителя земледельцев и скотоводов.   

         Ранние изображения великомученика появились в домонгольский период. Одним из них является двусторонний образ святого Георгия (конец XI – начало XII веков) Успенского собора Московского Кремля. На оборотной стороне изображена Богородица «Одигитрия». По преданию, эта икона была написана по заказу новгородского князя Юрия Андреевича, а в Москву привезена при царе Иоанне Грозном. На ней великомученик показан по пояс, в воинском облачении, с копьем в правой руке. О том, что икона была написана отечественными, а не греческими мастерами, свидетельствует меч в левой руке святого – «специфическая русская черта, символ ратного подвига и предмет культа, воинская эмблема Руси, знак княжеского достоинства».

         Еще одна древняя храмовая, монументальная икона происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря (ныне в Третьяковской галерее), заложенного великим князем Всеволодом Мстиславовичем в 1119 году. На ней Георгий представлен в рост, с копьем в правой руке перед грудью, и мечом в левой, с круглым щитом за левым плечом и драгоценным венцом на голове.

         На печатях великого князя Юрия Долгорукого святой Георгий изображен в рост, вынимающим меч из ножен. Георгий – триумфатор, верхом на коне показан на рельефе Дмитриевского собора во Владимире, построенного при великом князе Всеволоде Большое Гнездо в 1190–х годах.

Четыре иконографических варианта великомученика представлены в скульптурном декоре фасада Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230–1234). В нижнем ярусе западного притвора святой Георгий изображен в медальоне поясного Деисуса; над северным порталом святой показан в рост, в воинском снаряжении, с копьем, опирающимся на щит с княжеской эмблемой – барсовидным львом; в центре колончатого фриза северного фасада – как воин в рост; на западном фасаде в композиции «Оранта с предстоящими» – в молении к Божией Матери. Вместе с ним, согласно византийской традиции, к Богородице обращены святые ДимитрийСолунский, Федор Тирон и Федор Стратилат. За спиной Георгия – вертикально стоящие копье и щит.

   В новгородской иконописи большее распространение получила иконография воина-мученика. Как правило, Георгий изображался в воинском одеянии, в красном плаще, символизирующем пролитую кровь, с мечом и крестом в руках. В качестве примеров можно указать изводы «Спас на престоле с избранными святыми» (2-я половина XIII–XIV веков, Третьяковская галерея) и «Святитель Николай с избранными святыми» из церкви Николы на Липне (1294), где великомученик показан на полях. О почитании новгородцами святого Георгия как покровителя земледельцев и скотоводов свидетельствует икона «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (XIII в., Русский музей). На ней в центре возвышается столпообразная фигура Иоанна Лествичника, которому крестьяне молились о скорых всходах растений. По сторонам от него (меньшего размера) стоят благословляющий святой Власий с Евангелием – покровитель домашнего скота справа и святой Георгий с мечом и крестом, повторяющим очертания меча – слева. В этом раннем изводе ясно сказались отечественные особенности иконописания. Лики святых, по мнению В. Н. Лазарева «уже чисто русские», и в целом «икона подкупает яркой красочностью и оттенком наивного простодушия, характерным для многих произведений новгородской школы».        

         Начиная с конца XIV века в московской иконописи образ Георгия в римском одеянии – хитоне и красном гиматии, без оружия, иногда с крестом в руках, изображенного в трехчетвертном повороте, стали включать в деисусный чин высокого иконостаса. Иконы великомученика Георгия устанавливали слева, а напротив него обычно помещали святого Димитрия Солунского. Яркими примерами могут служить иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (конец XIV века), Троицкого собора Троице-Сергиевой обители (1425–1427 года, Сергиев Посад) и Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497 год, Русский музей).   

         В иконописном подлиннике XVIII века дано подробное описание святого: «…подобием млад, лицем прекрасен, власы рус исчерна и кудреват, и аки подстрижены, риза воинская, в бронях, доспех пернатой… у сердца зерцало круглое, в правой руке копие, в левой меч в ножнах, за правом плечом шлем, а на нем крест, при левой бедре щит, а при правой туг с луком и сайдак со стрелами, и палица под бедром, сапоги на нем желтые, ногавицы багряные».

         Житийный цикл о св. Георгии представлен в новгородской иконе «Чудо вмч. Георгия о змии» (1-я половина XIV века, Русский музей), где в 14 клеймах, за исключением 6-го «Сокрушение идолов», показаны мучения святого, и на московских изводах XVI века, отличительной чертой которых стало отсутствие прижизненных чудес великомученика.

         Образ святого Георгия встречается в иконографиях «О Тебе радуется», где он изображается в молении вместе с Димитрием Солунским в первом ряду справа за апостолами Петром и Павлом, (икона круга Дионисия, 1-я половина XVI века, Третьяковская галерея), и «Покров Богородицы», где Георгий и Димитрий выступают очевидцами чуда в храме (фреска церкви Федора Стратилата на Ручье в Новгороде, 1396 год).

На иконе «Чудо от иконы Богоматери «Знамение» («Битва новгородцев с суздальцами» середины XV в.) святой представлен выезжающим из ворот Новгорода вместе со святыми Димитрием Солунским, Борисом и Глебом, во главе новгородского войска.   

В монументальных росписях храмов святой Георгий может изображаться на подкупольных столпах, как в Кирилловской церкви в Киеве (XII век), соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1500–1502 года), Благовещенском (середина XVI века) и Архангельском соборах Московского Кремля (XVII век), церкви Троицы в Вяземах (1600 год), или реже в нижнем регистре на стенах, как в церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1119 год).     

         Житийные эпизоды святого Георгия представлены в росписях Георгиевского придела в Софийском соборе в Киеве (1040-е года): «Исповедание веры перед имп. Диоклетианом», «Царица Александра и Георгий», «Георгий перед проконсулом», «Военачальники Анатолий и Протолеон перед Георгием», «Мучение во рву» и «Мучение скребками», и в диаконнике Георгиевской церкви в Старой Ладоге (1160-е года), где над сюжетом «Чудо Георгия о змии» располагаются 2 сцены допроса и мученичества (сохранились фрагменты).

Г е о р г и й    з м е е б о р е ц  – особо полюбившийся русскому народу образ святого Георгия, верхом на белом (в редких случаях – другого цвета) коне, поражающего копьем змия, названный «Чудо Георгия о змии». Эта иконография раскрывает один из эпизодов жития великомученика. В окрестностях г. Ласии, на востоке Палестины, в озере поселился страшный змий, похищавший, а затем пожиравший людей. Чтобы его умилостивить, жители приносили в жертву змию юных дев. Очередь дошла и до царской дочери. Когда несчастная царевна ожидала горькой участи у змеиного логова, мимо проезжал святой Георгий. Узнав о её беде, он спросил, какую веру исповедуют жители Лассии. Царевна сказала, что горожане язычники, царь – преследователь христиан, но сама она верует во Христа. Помолившись, Георгий поразил змия, который беспомощно пал к его ногам. Святой повелел царевне обвязать чудище за шею своим поясом и отвести в город. Избавленные от змия жители восславили Победоносца и приняли христианство.    

Ранние изображения восходят ко 2-й половине XI – началу XII веков. В Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве сохранилась шиферная плита этого времени, на которой представлены 2 скачущих навстречу друг другу воина: Георгий слева и Федор Стратилат справа (1062 год).

         Краткий вариант иконографии «Чудо Георгия о змии» с изображением благословляющей десницы Господа в небесном сегменте широко представлен в иконописи Новгорода и Русского Севера, а также в предметах деревянной и мелкой пластики. Общепризнанным шедевром древнерусской иконописи стала новгородская икона XV в. (Русский музей). На ней представлен Победоносец на белом коне, на ярко-красном фоне. Внизу изображена горка с зияющей черной пещерой, из которой выползает змий, которого Георгий поражает копьем. Цветовое решение композиции не только оказывает сильное эмоциональное воздействие, но и обладает символическим значением: красный обозначает кровь, пролитую святым за веру, черный – смерть и зло, исходящие от чудища, белый – духовную чистоту и святость Георгия.   

         Особой популярностью этот сюжет пользовался в Москве. При вел. кн. Иоанне III на Фроловской башне Московского Кремля установили 2 белокаменных барельефа с изображениями св. Георгия, поражающего копьем змея (1464 год), и св. Димитрия Солунского (1466 год). Их выполнил мастер В. Д. Ермолин по византийским образцам.

         В конце XV века и последующих столетиях иконография «Чудо о змии» обогащалась повествовательными деталями. В верхней части композиции стали изображать ангела, венчающего голову святого Георгия венцом, как, например, на вологодской иконе 1-й половины XVI века. Иногда рядом с ним помещали еще одного ангела, принимающего этот венец из рук Господа, или изображали шлем, падающий с головы святого.

До конца XVI века святого Георгия изображали скачущим на коне слева направо. Это было связано с использованием древними людьми Птолемеевой системы мира и их представлениями о движении солнца вокруг земли. На Руси говорили: «Если твое дело правое, и ты идешь дорогой правды, то ступай как солнце», т. е. направо. После открытия Н. Коперником гелиоцентрической системы и известия о том, что земля вращается вокруг солнца, появились изводы святого Георгия и других конных святых (Димитрия Солунского, Федора Стратилата), где святой изображался скачущим справа налево. Примером можно назвать образ 2-й половины XVI века (Русский музей) и изображения святого Георгия на гербах Москвы в царствование императоров Александра II (1855–1881), Александра III (1881–1894) и Николая II (1894–1917).       

         В начале XVII века великомученика Георгия все чаще стали показывать на фоне населенного города и башни, с которой глядят ожидающие царевну ее родители: царь и царица. Примером может служить икона, исполненная Никифором Савиным в 1-й половины XVII века (Русский музей). Часто внизу композиции изображали царевну, машущую Георгию рукой, как на иконе конца XVI – начала XVII вв., или ведущую повергнутого змия на поясе, как на изводе конца XVII – начала XVIII века.

          На иконе «Чудо великомученика Георгия о змии с 9-ю праздниками» из Нижнего Новгорода (конец XVI – XVII веков) навстречу святому из городских ворот выезжает конное воинство.

Современные иконописцы развивают выработанные ранее иконографии. Например, на иконе художника-монументалиста М. Г. Кудреватого, выпускника Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (мастерская профессора А. А. Мыльникова), святой Георгий изображен в римском воинском облачении, в кроваво-красном плаще, опирающимся на копье, с мечом в левой руке, щитом и колчаном с луком и стрелами у бедра. Этот образ был написан для Георгиевской церкви на Средней Рогатке в Санкт-Петербурге, построенной в честь победы русского оружия в Великой Отечественной войне.

В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры находится икона современного письма, на которой Георгий изображен в золоченых, богато орнаментированных доспехах и алом гиматии, в правой руке он держит поднятый вверх меч, а левой касается его острия вверху. За спиной у святой Георгия показан золоченый щит, напоминающий по форме и декору ангельское крыло. Такое изображение обозначает, что Георгий был воином, пострадавшим за Христа на земле, а по смерти стал небесным воином и уподобился ангелам.  

                                                                                                                В. Гусакова

По материалам 9 тома энциклопедии «Святая Русь»


Возврат к списку

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар  Русская Православная Церковь Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия
 
Изборский клуб

   Родная Ладога