Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
04.12.2012

Системное освоение базовых национальных ценностей в системе дополнительного образования

Гусакова Виктория Олеговна

педагог дополнительного образования ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»

кандидат искусствоведения

 

 

Системное освоение базовых национальных ценностей в системе дополнительного образования  

 

В данной статье вниманию читателя предлагаются три методические разработки занятий для учащихся старших классов (9-11) в системе дополнительного образования.

 1. «Образ семьи в моем представлении» (галерея)

2. «Образ героя. Александр Невский в русском изобразительном искусстве»

3. «Образ родины в иконографии “Святая Троица ”» (галерея)

Занятия входят в дополнительную образовательную программу клуба «Наследники Александра Невского» для воспитанников суворовских и нахимовских училищ и кадетских корпусов Министерства обороны Российской федерации.

 Программа составлена на базе авторской учебной программы «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской армии», утвержденной редакционно-экспертным советом при Комитете по образованию Санкт-Петербурга (№ 10 от 21.06.2007).

Она выстроена с учетом требований ФГОС и имеет культурологическую направленность (историко-культурные традиции и духовное наследие).

 

 

Методическая разработка № 1

 «Образ семьи в моем представлении» (галерея)

«Не хорошо быть человеку одному»

(Быт 2,18)

 

 «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и]

 чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».

(5-я заповедь. Исх. 20.12)

 

«Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз,

в который человек вступает в силу необходимости.

Он призван строить этот союз на любви, на вере, и на свободе;

– научиться в нем первым совместным движениям сердца; и – подняться в нем к дальнейшим формам человеческого единения – Родине и государству»

И. Ильин

 

Занятие «Образ семьи в моем представлении» удостоилось гран-при в общегородском конкурсе педагогических работ «Уроки верности и любви» (2011 год) и 1-го места во Всероссийском конкурсе «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства Обороны Российской Федерации» в номинации «лучший педагог дополнительного образования» (2012 год). 

 

Занятие предусматривает формирование у воспитанников нравственных представлений о семье применительно к своему собственному жизненному пути. Поэтому в качестве нравственного ориентира воспитанникам представлены супружеские союзы, причисленных за свое служение Отечеству и праведную жизнь к лику святых.

Цель занятия: создать педагогические условия для активизации личностной позиции каждого ученика по вопросам «что значит для меня семья», «каким я представляю нравственный образ моей будущей семьи?», «изменились ли семейные ценности», а также раскрытия ими духовно-нравственных ценностей семьи в таком ракурсе, чтобы каждый из них мог принять их как ориентир своей жизни.

Задачи занятия:

в когнитивной области:

– обеспечение психологически комфортной атмосферы для наилучшего восприятия обучаемыми темы «Образ семьи в моем представлении»;

– информирование обучаемых о супружеских союзах: князя Петра и княгини Февронии Муромских, князя Дмитрия Донского и княгини Евдокии Московской, князя Михаила Тверского и княгини Анны Кашинской, императора Николая II и императрицы Александры Федоровны

– демонстрирование наиболее ярких художественных образов супружеских союзов, созданных русскими художниками разных эпох;

– активизация заинтересованности у обучаемых к осмыслению и активному обсуждению традиций семейного уклада;

в когнитивно-творческой области:

– синтезирование в восприятии воспитанников духовно–нравственных и эстетических категорий, связанных с семьей, средствами изобразительного искусства;

– формирование навыков эстетического суждения и соотнесения исторической эпохи с тенденциями изобразительного искусства и распознавания фактов и событий истории в художественном образе;

– развитие умений интегрировать разные точки зрения и самостоятельно аргументировать свою позицию в области семейных ценностей, систематизировать и обобщать компоненты художественного образа, выявляя в них наиболее значимые для моделирования своего идеала семьи;    

в области психомоторной области:

– развитие аналитических способностей и творческого потенциала, повышение духовного уровня и расширение культурного кругозора обучаемых, воспитание патриотического отношения к своей культуре – верного залога процветания народа;

в сфере межличностного взаимодействия:

– содействие к поддержанию товарищеского взаимодействия в группах воспитанников и развитие у них чувств взаимоуважения, терпимости и взаимовыручки.

Время: 45 минут

Учебно-материальное обеспечение: учебный класс, оснащенный интерактивной доской; тетради, письменные принадлежности; презентация в формате Power Point; слайды, иллюстрирующие жизнедеятельность супружеских союзов: князя Петра и княгини Февронии Муромских, князя Дмитрия Донского и княгини Евдокии Московской, князя Михаила Тверского и княгини Анны Кашинской, императора Николая II и императрицы Александры Федоровны; хронологическую таблицы-помощницы (4 шт.), рабочая папка (4 шт.).

Хронологическая таблица-помощница представляет собой краткую хронологию основных событий из жизни супружеского союза.

Рабочая папка включает: набор карточек-лепестков с определениями лучших семейных качеств (любовь, верность, забота, взаимопонимание, доброта, отзывчивость, терпение, милосердие, честность, мудрость, многодетность, труд); набор пустых карточек-лепестков (в случае, если обучаемые захотят добавить свои лучшие семейные качеста к уже указаному перечню); 4 комплекта иллюстраций, посвященных супружеским союзам, рисунок-схему «Ромашка» – символ праздника «Семьи, любви и верности», ежегодно отмечаемого в России 8 июля в день памяти святых Петра и Февронии.

Методические рекомендации для проведения занятия

Первый этап – организационный. Приветствие, объявление темы и названия занятия (1 минута)

Второй этап – побудительный (7 минут). Цель: активизация готовности обучаемых к занятию. Воспитанники формулируют личные представления о семье. Чтобы им было легче выстроить свои мысли в логическую цепочку, им предлагается составить синквейн. Строчки синквейна служат векторами в рассуждениях и ассоциациях воспитанников. 

Синквейн

  • Ключевое слово: «семья»

·         Два прилагательных, ассоциирующихся с «семьей»

·         Три глагола, ассоциирующихся с «семьей»

·         Основная мысль (фраза, поговорка, предложение) о «семье».

·         Синоним или ассоциация к слову «семья»

Третий этап – информационно-концептуальный (10 минут). Цель: расставить основные концепты для дальнейшего творческого осмысления обучаемыми информации о супружеских союзах. За короткий промежуток времени воспитанники получают знания в форме емких и кратких характеристик супружеских союзов и впечатления от показа слайдов (лучших произведений иконописи и живописи, фото), которые способствуют формированию эстетических образов.

Для наиболее эффективного сосредоточения внимания обучаемых каждый слайд представляет собой небольшое дидактическое пособие.

Четвертый этап – созидательный (20 минут). Цель: создать педагогические условия для проведения воспитанниками аналитической исследовательской работы.

Воспитанники делятся на 4 группы по 4 человека. Работа предполагает развитие у них следующих умений: отбор, сопоставление и анализ фактического, информационного, изобразительного материала в соответствии с обозначенной темой «Образ семьи в моем представлении»; формулировка моральных и эстетических суждений; пояснение своих выводов; соотнесение своего мнения с мнением других; реализация личностного потенциала в группе.

Каждая группа получает 4 папки. Цель группы – составить «Ромашку», которая будет отражать нравственный образ семьи в представлении воспитанников.

Задачи группы:

– рассмотреть иллюстрации и изучить хронологическую таблицу-помощницу;

– выбрать ту семью, которая, по мнению группы, может стать нравственным образом семьи;

– выбрать изображение, соответствующее, по мнению группы, нравственному образу семьи. Это будет центр «Ромашки» – ее золотая середина;

– из карточек с лучшими семейными качествами составить лепестки «Ромашки». Если, по мнению участников группы, написанных качеств недостаточно, то они могут написать недостающие на пустых карточках и выложить ими лепестки Ромашки.

Пятый этап – представление «Ромашки». Цель: развитие коммуникативных компетенций воспитанников. Каждая группа представляет свою «Ромашку» всем присутствующим и в лаконичной форме объясняет свой выбор ««Образ семьи».

Если группа не выбрала ни один из супружеских союзов, то ее члены могут вписать в золотую средину любой другой супружеский союз и окружить его лепестками, руководствуясь собственными представлениями.  

Шестой этап – рефлексивный (6 минут). Цель: провести рефлексию. Краткая беседа с учащимися по вопросам: какие эпизоды занятия стали наиболее запоминающимися, что вызвало затруднение и что оказалось непонятным, что особенно заинтересовало, какие знания и навыки, полученные на занятие, смогут вам пригодиться в жизни?

Завершение занятия (1 минута). 

Рекомендуемая литература для проведения занятия

1.     Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. Дивный свет. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. – М.: Русский паломник, 2004.

2.     Гусакова В.О. Земное и небесное воинство. Духовно–нравственные традиции Российской армии. – СПб., 2007.

3.     Гусакова В.О. Словарь русского религиозного искусства. – СПб.: Аврора, 2007.

4.     Ильин И. А. О семье //Почему мы верим в Россию: Сочинения. Антология мысли. – М.: Эксмо, 2006.

5.     Крупин В.Н. Русские святые. – М., 2003.

6.     Куломзина С. С. Наша церковь и наши дети. – М., 1994.

7.     Куломзина С. С. Семья — малая церковь. – М., 1997.

8.     Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. – Тверь, 2009.

9.      Царские дети. М.: Издание Сретенского монастыря, 2004.

Интернет-источники

1. Гусакова В. Крепкая семья – основа благосостояния народа. http://rusk.ru/st.php?idar=114314

2. Половинкин А. Как устроить и сохранить семью в XXI веке. www.delorus.com/medialibrary/detail.php?ID=1902

3. http://www.foma.ru/article/index.php?news=2227

Список иллюстраций

1.     Бодаревский Н. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1907 г.

2.     Васнецов В.М. Княгиня Евдокия. Эскиз для росписи Владимирского    собора в Киеве. 1885-1896 гг.

3.     Глазунов И.С. Картины из цикла «Поле Куликово»: Дмитрий Донской;         Княгиня Евдокия в храме; Проводы войска. 1879 г.

4.     Дворцов В. Проводы. 1995 г.

5.     Иконы святых Анны Кашинской XIX и ХХ веков; Михаила Тверского XVII и XIX веков; Петра и Февронии ХХ века; Царской семьи из Казанского собора Санкт-Петербурга и Ново–Тихоновского монастыря Екатеринбурга.

6.     Каульбах Ф. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1895 г.

7.     Кириллов С. А. Дмитрий Донской. 2005 г.

8.     Копанева А., Глебова И. Иллюстрации к житию «Святые Петр и Феврония»

9.     Липгарт Э. Портрет Николая II. 1900 г.

10.           Простев А. Иллюстрации к изданию «Петр и Феврония».

11.           Ракша Ю. Триптих «Поле Куликово». 1980 г.

12.           Репин И. Е. Портрет императора Николая II. 1895 г.

13.           Смирнов А. Иллюстрации к книге М. Яковлева «Дмитрий и Евдокия».  

          2007 г.

14.     Фото царской семьи 1905 и 1913 годов.

 

Методическая разработка № 2

«Образ героя. Александр Невский в русском изобразительном искусстве»

«Для спасения России он должен был одновременно

явить доблесть воителя и смирение инока».

Митрополит Иоанн (Снычев)

Занятие ««Образ героя. Александр Невский в русском изобразительном искусстве» удостоилось первого место в общегородском конкурсе «Уроки доблести и чести» (2010 год). 

 

Занятие предусматривает формирование нравственных идеалов у старшеклассников через расширение знаний об Александре Невском, полученных на общеобразовательных предметах.

Осмысление обучаемыми героической личности князя происходит через раскрытие личного представления о неконкретном образе героя (метод «синквейн) и через визуальное и эстетическое восприятие образа Александра Невского, запечатленного в произведениях живописи и скульптуры. 

Значимой в образовательном плане является объяснительная часть занятия, в ходе которой педагог знакомит обучаемых с иконографией Александра Невского и историческими закономерностями ее развития, в которых заключен важный духовно-нравственный аспект.

Заключительная часть занятия – написание обучаемыми эссе – позволяет выявить рефлексивную оценку обучаемых на изученный материал и уяснить, насколько цель занятия достигнута.

Цель занятия:сформироватьу воспитанниковпредставление о настоящем герое, образ которого формировался на основе глубокого духовно-нравственного опыта наших предков, и делами которого они смогут руководствоваться в своей жизнедеятельности.

Задачи занятия:

в когнитивной области:

– создание психологически комфортной атмосферы для активизации мышления обучаемых по теме «Образ героя. Александр Невский в русском изобразительном искусстве»;

– формирование системы знаний об Александра Невского и его иконографии, раскрывающей образ русского героя в разные исторические эпохи;

в когнитивно-творческой области:

– стимулирование заинтересованности обучаемых русским изобразительным искусством, не ущемляя их творческой свободы и права самостоятельного эстетического суждения;  

– обучение навыкам соотношения исторической эпохи с изобразительным искусством; 

– расширение понятийного аппарата духовно–нравственных и эстетических категорий;

в психомоторной области:

– развитие аналитических способностей и творческого потенциала, повышение духовного уровня и расширение культурного кругозора обучаемых, воспитание патриотического отношения к своей культуре – верного залога процветания народа.

в сфере межличностного взаимодействия:

– поддержание товарищеского взаимодействия среди воспитанников и развитие у них чувств взаимоуважения, терпимости и взаимовыручки.

Время занятия: 45 минут.

 Учебно-материальное обеспечение: учебный класс, мультимедийная установка или интерактивная доска, презентация Power Point, аудиодиск «С. Рахманинов. Второй концерт», тетради, письменные принадлежности.

Методические рекомендации для проведения занятия

Занятие сочетает объяснительную часть педагога с самостоятельной аналитической и ассоциативно-творческой работой обучаемых. 

Первый этап – организационный. Приветствие, объявление темы и названия занятия (1 минута).

Второй этап – побудительный (7 минут). Цель: активизация готовности обучаемых к занятию. После вступительного слова педагога (1,5–2 минуты), воспитанники формулируют личные представления об их герое в форме синквейна на тему «Современный герой» (4 минуты).

• Кто он – современный герой? (1 существительное)

• Каковы его главные качества? (2 прилагательных)

• Что он совершил или что он делает? (определите сферу действий героя 3-мя глаголами)

• Синоним слову или близкое по значению слово к понятию «герой»

• Напишите фразу, характеризующую, по вашему мнению, современного героя.

Воспитанники зачитывают последнюю фразу синквейна (1–1,5 минуты).

Третий этап – ознакомительно-аналитический и эстетически-развивающий (5 минут). Цель: познакомить обучаемых с многообразием произведений, посвященных Александру Невскому, и расширить у них ассоциативный круг эстетических представлений о герое.

Под музыкальное сопровождение С. Рахманинова воспитанники просматривают слайды с не подписанными иконами, картинами, монументальными панно, скульптурой, изображающими Александра Невского (список этих иллюстраций приведен ниже). Каждой иллюстрации присвоен номер. Обучаемые выписывают в тетрадях только те номера (лучше в столбик), которые соответствуют их представлению о настоящем герое.

Четвертый этап – информационно-концептуальный (10 минут). Цель: информировать обучаемых об основных этапах развития иконографии Александра Невского, каждый из которых показывает прославление в его личности определенных черт передового человека, героя. 

Педагог рассказывает обучаемым об иконографии Александра Невского и демонстрирует им слайды, содержащие уже знакомый воспитанникам иллюстративный ряд, но выстроенный в хронологическом порядке, содержащий подробные подписи с указанием автора, точного названия произведения, даты создания и места нахождения, и присвоенный ранее порядковый номер. 

Слушая педагога, обучаемые соотносят номера иллюстраций, выписанные ими в тетрадях, с демонстрируемыми вновь иллюстрациями.

Объяснение педагога может содержать следующую информацию.

Почитание святого князя Александра началось после обретения его мощей в 1380 году. Некоторые ученые полагают, что первый образ святого князя представлен на иконе «Чудо от иконы Божией Матери Знамение» или «Битва новгородцев с суздальцами» (середина XV в.). На этом изводе Александр Невский, облаченный в доспехи, верхом на коне и с нимбом вокруг головы, изображен вместе с великомучеником Георгием Победоносцем и святыми князьями братьями Борисом и Глебом, сражающимися на стороне новгородцев, в нижнем регистре композиции.

Исторически это невозможно, потому что битва новгородцев с суздальцами происходила зимой 1169–1170 годов, а Александр Невский жил в XIII в., и поэтому сражавшиеся новгородцы не могли в молитве призывать Александра Невского как своего заступника. Но, если рассматривать икону с позиции иконописца XV века, то можно говорить, что уже в этот период Александр Невский почитался как местночтимый святой.

Официальная канонизация Александра Ярославовича состоялась на Московском Соборе в 1547 году при Иоанне Грозном, который желал прославить своего великого предка. С этого времени стали появляться его иконы.

Иконография Александра Невского развивалась в двух вариантах, которые отражали суть его подвигов: «смирение инока» и «доблесть воителя».

     Вариант I. Иконография «смирение инока». Князь Александр Ярославович представлен с небольшой клинообразной или окладистой бородой, в монашеском облачении: в хитоне, мантии и куколе, надетым на голову и в редких случаях лежащем на плечах. Такие изображения напоминали, что перед смертью князь Александр принял иночество с именем Алексей.

     Вариант I получил большее распространение в допетровской Руси.

     Вариант II. Иконография «доблесть воителя». Князь Александр представлен в княжеском одеянии или доспехах, при оружии, иногда в мантии, подбитой горностаем. В 1724 году Синод по настоянию Петра I издал указ о запрещении изображать Александра Невского в монашеской рясе, но только как воина, которые должны были подчеркнуть статус святого как покровителя правящей царской династии и новой столицы Санкт–Петербурга.

     Много икон Александра Невского было написано в XIX в., когда на Российском престоле царствовали три самодержца, почитавших князя своим Ангелом хранителем. В этих образах очевидно дальнейшее развитие иконографической линии, берущей начало в петровскую эпоху.   

     При императорах Александре III и Николае II в русской живописи сформировалось новое религиозно–национальное направление, художники которого разработали еще два варианта иконографии Александра Невского «былинного богатыря» и «молитвенника за Россию».

       В годы Великой Отечественной войны благодаря сценическому образу Н. Черкасова и живописному полотну П. Корин появилась иконография«грозный военачальник, победитель», освободитель Руси от захватчиков.

       В современном искусстве распространение получили все иконографические варианты образа святого Александра Невского.

Пятый этап – творческий (15 минут). Цель: стимулировать внутреннюю аналитическую работу воспитанников. Обучаемые отвечают на следующий вопрос: «Является ли для вас Александр Невский героем?». При утвердительном ответе они отвечают на вопрос: «какие качества Александра Невского как героя наиболее значимы для вас и ваших друзей», а в случае отрицательного: «почему образ Александр Невского не может стать героем для современной молодежи». Ответы оформляются в форме эссе.

Шестой этап – заключительный (7 минут). Цель: провести рефлексию. Обсуждение ответов на вопрос, зачитывание фрагментов эссе (6 минут). Завершение занятия (1 минута).

Рекомендуемая литература для проведения занятия:

1.     Бегунов Ю.К. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха / Ред. Бегунов Ю.К., Кирпичников А.Н. – СПб., 1995.

2. Великий князь Александр Невский /Подробное жизнеописание М.И. Хитрова. М., 1893.

3.     Гусакова В.О. Земное и небесное воинство. Духовно–нравственные традиции Российской армии. – СПб., 2007.

4.     Гусакова В.О. Словарь русского религиозного искусства. – СПб.: Аврора, 2007.

5.     Соколов Александр, митрофорный протоиерей. Святой витязь земли Русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославовича Невского. – Нижний Новгород, 2008.

6.     Солнце Земли Русской. Историко-художественное повествование о жизни и подвиге святого великого князя Александра Невского. Сборник. М.: Сибирская благозвонница, 2007.

7.      Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти. М., 2007.

Интернет-ресурсы:

a-nevskiy.narod.ru; culture.pskov.ru; lavra.spb.ru; xxc.ru; delorus.ru.

Список иллюстраций

1. Александр Невский. Икона. 1-я треть XIX в. Государственный музей истории религии (ГМИР).

2. Александр Невский. Икона. 2-я треть XIX в. ГМИР

3. Александр Невский в схиме Алексий. Икона. XIX в. ГМИР

4. Васнецов В. Александр Невский. Эскиз для иконы Владимирского собора в Киеве. 1885–1896 гг.

5. Пантюхин Ю. Александр Невский. Последняя четверть ХХ в.

6. Александр Невский. Роспись Архангельского собора в Москве. XVII в.

7. Гусятников И. Александр Невский. Икона. 1776 г. ГМИР.

8. Корин И. Александр Невский. Мозаика для станции «Комсомольская–кольцевая» в Москве. 1951 г.

9. Корин И. Александр Невский. Фрагмент триптиха. 1942 г. Государственная Третьяковская галерея

10. Нестеров М. Александр Невский. Мозаичная икона в храме Воскресения «Спасе на крови» в Санкт–Петербурге. 1894–1895 гг.

11. Александр Невский. Мозаика в Исаакиевском соборе по картону Н. Майкова. XIX в.

12. Мироненко Д. Александр Невский. Икона из Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Конец ХХ в.

13. Нестеров М. Христос во славе. Эскиз росписи церкви Александра Невского в Абастумане. 1902–1904 гг.

14. Миниатюры Лицевого летописного свода. 1568–1576 гг. Любые сцены по выбору учителя или учащихся.

15. Святой благоверный князь Александр Невский с деяниями. Житийная икона. Конец XVI – начало XVII вв. Москва. Государственный исторический музей.

16. Семирадский Г. Александр Невский в Орде; Картон для росписи храма Христа Спасителя в Москве. 1876 г.

17. Семирадский Г. Александр Невский принимает папских легат; Картон для росписи храма Христа Спасителя в Москве. 1876 г.

18. Серов В. А. Въезд Александра Невского в Псков. 1945 г.

19. Знак Ордена Александра Невского. 1942 г.

20. Памятник Александру Невскому в поселке Усть–Ижора. Скульптор В. Горевой, архитектор В. Попов. 2003 г.

21. Памятник Александру Невскому на привокзальной площади в Новгороде Скульптор 3. Азгур. ХХ век.

22. Памятник Александру Невскому в Константино-Еленинском монастыре в поселке Ленинское Ленинградской области. Скульптор А. С. Чаркин. 2000 г.

23. Памятник Александру Невскому в Курске. Скульптор В. Клыков. 2000 г.

24. Памятник Александру Невскому на Александро–Невской площади в Санкт–Петербурге. Скульпторы В.Г. Козенюк и А.А. Пальмин. Архитекторы В. В. Попов, Г. С. Пейчев. При участии А. С. Чаркина. 2002 г.

 

Методическая разработка № 3

 «Образ родины в иконографии “Святая Троица ”» (галерея)

 

«Родина есть для нас предмет культурного творчества,

 это мы сами в наших особенных дарах и талантах»

Протоиерей Сергий Булгаков

 

Методика патриотического воспитания через широкое ознакомление с произведениями лучших художников, запечатлевших образ родины, известна давно. Ее актуальность не умаляется и в современных условиях модернизирующейся и совершенствующейся системы образования. Любое светское произведение искусства, будь то пейзаж, историческая картина или баталия, несет индивидуальный взгляд на изображаемый предмет и, соответственно, демонстрирует субъективный образ родины. Знакомясь с ним, учащийся сопоставляет свое видение Отчизны с видением художника и в процессе анализа делает умозаключение, в котором расстановка положительных акцентов во многом зависит от следующей оценки: совпадает или не совпадает видимое с припоминаемым, нравится или не нравится, достоверно или недостоверно, и т.д. 

Но далеко не все произведения искусства оказывают положительное и конструктивное (например, исторические полотна В. Сурикова) воздействие на старшеклассника, преодолевшего (или еще преодолевающего), согласно В.И. Слободчикову, кризис отрочества и вступающего (или уже вступившего) в юность. Существует опасность отрицательного и деструктивного влияния (произведения некоторых представителей постмодернизма). Иконопись, пожалуй, единственный жанр живописи, обладающий уникальными преимуществами в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Среди этих преимуществ следует отметить: исключительную принадлежность иконописи к религиозно-культурологическим традициям народов, исповедующих православие, и России – центра православного мира с XV в.; художественный язык иконописи, позволяющий фиксировать духовно-нравственное содержание в символико-догматической форме; нацеленность на отражение вечных объективных идеалов, а не частных и субъективных предпочтений общества или конкретного человека – художника (заказчика). Главным преимуществом иконы перед любым другим произведением живописи является ее назначение: икона призвана устремлять чувства и мысли человека к вечным незыблемым идеалам добра и красоты.

В отличие от светской картины, пусть даже на церковно-историческую тему, икона всегда способствует формированию духовно-нравственной культуры учащихся, в данном случае старшеклассников.

Свободный от субъективного взгляда художника, образ «Святой Троицы» демонстрирует идеал родины земной – родину небесную – единую для всего человечества. Именно в таком контексте следует вести разговор об иконе, исполненной Андреем Рублевым и ставшей каноном для последующих мастеров, обращавшихся к этой иконографии.

Цель занятия: создание педагогических условий раскрытия старшеклассниками познавательной, обучающей, духовно, нравственно и эстетически развивающей функций иконографии «Святая Троица» и принятия ими патриотической идеи, запечатленной в символико-аллегорической форме в произведении Андрея Рублева.

Задачи занятия:

в когнитивной области:

– обеспечение психологически комфортной атмосферы для эстетического и аксиологического восприятия обучаемыми предлагаемого видеоряда произведений русского и западноевропейского искусства;

– предоставление воспитанникам широких возможностей для получения необходимой информации об истории создания и символике иконы «Святая Троица» Андрея Рублева и религиозных произведений живописи и скульптуры русских и западноевропейских мастеров согласно приведенному ниже списку.

– стимулирование заинтересованности воспитанников религиозными произведениями искусства, отражающими патриотические идеи разных народов;

в когнитивно-творческой области:

– синтезирование в восприятии воспитанников духовно–нравственных и эстетических категорий, запечатленных в русских и западноевропейском религиозном искусстве;

– формирование навыков эстетического суждения и соотнесения исторической эпохи с тенденциями изобразительного искусства и распознавания фактов и событий истории в художественном образе;

– развитие умений интегрировать символы художественного образа в религиозном произведении, выявляя в них зашифрованные смыслы;

в области психомоторной области:

– развитие аналитических способностей в восприятии исторических тестов и художественных образов;

– воспитание патриотического отношения к своей истории и культуре средствами религиозного изобразительного искусства;

– повышение духовного уровня и расширение культурного кругозора обучаемых ;

в сфере межличностного взаимодействия:

– содействие к поддержанию товарищеского взаимодействия воспитанников и развитие у них чувств солидарности, взаимоуважения и взаимовыручки.

 Учебно-материальное обеспечение:учебный класс, оснащенный интерактивной доской; презентация в формате Power Point; слайды, на которых представлены произведения живописи и скульптуры согласно приведенному ниже списку; тетради, письменные принадлежности.

Методические рекомендации для проведения занятия

Первый этап – организационный (1 минута). Приветствие, объявление темы и названия занятия.

Второй этап – побудительный (4 минуты). Цель: активизация готовности воспитанников к эстетическому и аксиологическому восприятию произведений религиозного искусства: русских икон и западноевропейских картин. занятию. Обучаемым предлагается рассмотреть одну из главных святынь России, общепризнанный шедевр древнерусской живописи, икону «Святая Троица» Андрея Рублева. Ее выбор в качестве образца в ряду близких иконографических изводов и ключевого произведения в рассмотрении проблемы духовно-нравственного воспитания старшеклассников обусловлен широким почитанием святыни и ее художественными достоинствами.

 Воспитанники формулируют свои впечатления. Чтобы им было легче выстроить свои мысли в логическую цепочку, им можно задать следующие вопросы: что ты видишь на иконе, кто изображен на иконе, что тебе известно об иконографии «Святой Троицы» и ее создателе Андрее Рублеве.  

Третий этап – информационно-концептуальный (10 минут). Цель: расставить основные концепты для дальнейшего творческого осмысления обучаемыми информации о роли изобразительного искусства в формировании духовно-нравственных ценностей и патриотического мироощущения народа.

Обучаемым предлагается проанализировать уже знакомую по урокам истории России эпоху Сергия Радонежского, в которую святыня создавалась, и сам процесс создания иконы. В ходе такого анализа – заинтересованном обращении к своей истории и культуре – происходит постижение учащимися религиозно-культурологических традиций с последующей их осознанной проекции на собственную жизнь.

Задание может выполняться в двух вариантах в зависимости от степени подготовки обучаемых к восприятию материала. В первом варианте, педагог излагает историю написания иконы, а воспитанники анализируют ее, используя уже полученные ими знания на уроках по истории Отечества (фронтальный метод, метод диалога). Во втором, предпочтительном для старших классов, обучаемые сами исследуют историю создания «Святой Троицы», руководствуясь источниками, рекомендованными педагогом. Это могут быть интернет-ресурсы (список приведен ниже) или раздаточный материал, изготовленный педагогом на основе нижеприведенной литературы.

На данном этапе важно, чтобы старшеклассники не механически зафиксировали цепочку дат и фактов, а попытались осмыслить эпоху духовного подъема Руси, ощутить ее особенности и сформировать свои образные представления о ней.

Четвертый этап – аналитический (10 минут). Цель: создать педагогические условия для проведения воспитанниками исследовательской работы по иконографии «Святой Троицы» Андрея Рублева и других изводов в русском и западноевропейском религиозном искусстве, основываясь на предоставленных или рекомендуемых педагогом источниках.

 Исследовательская работа должна вестись в следующем русле: икона «Троицы» не есть изображение Бога, потому что Бог в естестве не изобразим, а Его символ, раскрывающийся в сотворенном по Божьему замыслу мире, рисующий картину мироздания и дающий образ идеального жизненного устроения.

Далее для стимулирования исследовательской мотивации воспитанников полезно обратить их внимание на изобразительные символы, входящие в композицию иконы. Раскрытие их глубинного смысла всегда активизирует интерес и обращает обучаемых к осмыслению нравственных ценностей.

 На иконе «Святой Троицы» мир людей (человечество) представлен палатами, земля – скалой, жизнь – древом. На фоне этого символического пейзажа в неиссякаемой любви и гармонии царит Нераздельный и Единосущий Бог: Отец, Сын и Святой Дух – запечатленный в трех Ангелах. 

Затем воспитанникам необходимо сопоставить проведенные ими историческое исследование и иконографический анализ «Святой Троицы» кисти Андрея Рублева, и придти к выводам, отражающим следующий смысл:

– «Образ Троицы, печать всего сущего, всякого жизненного устроения» является единственно верным образцом мироустройства вообще, соответствующий высшей идее сотворения мира; 

– написанная в период, когда Россия, после междоусобиц и вражеских разорений образовывала государство и вступала в эру расцвета, «Святая Троица» Рублева стала примером устроения родины земной, так как являла образ родины небесной;

– «Святая Троица» Рублева заложила начало преемственности патриотической идеи России, идущей от святого Сергия – вдохновителя и зачинателя державного строительства и родоначальника духовного подъема Руси;  

– разработанная Рублевым иконография «Святая Троицы» прочно укоренилась в русском искусстве как канонический совершенный образец.

Пятый этапсравнительный (15 минут). Цель: закрепить в сознании воспитанников изученный материал путем сравнения и сопоставления иконографически близких, но содержательно различных, произведений религиозного искусства и актуализировать у них рефлексивную оценку.

Воспитанникам предлагается сопоставить «Святую Троицу» Рублева с новгородской иконой «Отечество», написанной незадолго до Рублева. Необходимо обратить внимание обучаемых, что название этого извода синонимично слову «родина», обозначает наследуемую землю отца и отражает поиски изографа изобразительного образа небесной родины – Царства Божия, по примеру которого человеку Древней Руси надлежало «благоукрашать» свою землю. Итог этим поискам подвела «Святая Троица» Рублева.

Осознанию старшеклассниками глубины духовности и нравственности отечественной культуры и ее самобытности способствует сравнение иконографии «Святой Троицы» Андрея Рублева с композицией створки диптиха нидерландского художника Робера Кампена «Троица; Мадонна с Младенцем у камина».

Воспитанникам предлагается проанализировать средства художественной выразительности работы Кампена применительно к ее смысловому содержанию. В ходе самостоятельного исследования учащиеся должны акцентировать свое внимание на следующих положениях:

– Кампен написал свою «Троицу» почти одновременно с русским иконописцем;

– его работа считается одной из лучших по экспрессивности и драматичности образов, красоте колористического решения и четкости в композиции, близкой к иконографии «Отечества» и восходящей к молитвенному иконографическому типу – «Пиета», популярному на Западе в XV в.

В качестве наглядности и убедительности целесообразно продемонстрировать воспитанникам следующие произведения: деревянные статуи немецких мастеров XIV в., картины Роберти Эрколи, Тициана, Креспи, варианты «Пиеты» Микеланджело, и обратить их внимание на разные значения понятия «пиета» (лат. «pietas»): первоначальное, в Древнем Риме – «любовь к родителям и родине», поздне-итальянское – «милосердие», терминологическое, применимое к западноевропейскому искусству эпохи Возрождения – образ Девы Марии, оплакивающей Своего Сына

Затем воспитанники, используя полученные на уроке знания, сопоставляют «Пиету» с «Троицей» Кампена, а «Троицу» Кампена с иконой Рублева.

Шестой этапзавершающий, рефлексивный. (5 минут). Цель: провести рефлексию в форме беседы с воспитанниками. Здесь весьма ответственой задачей педагога станет оказание помощи в направлении обучаемых в нужном русле. Рассуждения обучаемых должны иметь четко и последовательно выстроенную цепочку рассуждений, берущую начало на пятом этапе занятия таким образом, чтобы логика выводов выстраивалась соответственно пройденным ступеням изученного на занятии материала, но в обратном направлении.

Выводы должны быть следующего содержания: 

– композицию «Пиета» можно рассматривать как символ скорби матерей, отдавших своих сыновей на служение родине.

– этот символ уходит корнями в дохристианский Древний Рим, где патриотический долг мужчины, гражданина Рима, был свят.

– с принятием христианства многие языческие символы обрели нравственный смысл: земная родина – есть отдаленный образ небесной родины, поэтому служение ей воспринимается как верный и спасительный путь в Царствие Небесное.

– эту духовную идею развивает Андрей Рублев, раскрывая в своей иконе символ Небесного Отечества, тогда как Робер Кампен сосредотачивает свое внимание на показе человеческих переживаний – душевных мук отца и телесных страданий сына. 

Главный вывод из занятия можно сформулировать так: русская икона, помимо догматического смысла, несет в себе глубинное историко-культурное содержание; она относится к религиозно-культурологическим традициям России, отражающим иерархию ценностей русского народа, в которой главенствует любовь.

Любовь, как основа идеального устройства мира – небесной родины, запечатлены в иконе «Святая Троица» Андрея Рублева и последующих изводах этой иконографии.

В качестве домашнего задания, в целях расширения представлений о художественном наследии России, обогащения эрудиции и эстетического развития, воспитанникам рекомендуется самостоятельно подобрать изображения «Отечества», встречающиеся в росписях куполов православных храмов. Ключевым в этой подборке должен стать сюжет купола Архангельского собора Московского кремля – усыпальницы русских князей – держателей наследуемых «отчин», и царей Рюриковичей – первых самодержцев. Основную идею для размышления можно сформулировать так: благоустроение родной земли для наследования вотчины в Царствии Небесном. Изображенное в куполе – небесной зоне храма – «Отечество» как нельзя более отвечает этой идее. Оно главенствует над всем пространством храма, где упокоились благоустроители русской земли.

Завершение занятия.

Рекомендуемая литература для проведения занятия

1.       Зандер В. А. О символике иконы Троицы Андрея Рублева // Путь. – Париж. – 1931. – № 31. Декабрь.

2.       Инок Григорий (Круг). Торжество Фаворского Преображения. Мысли о православной иконе. – М.: Аксиос, 2002.

3.       Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства. Речь произнесенная на торжественном собрании Московской духовной академии 26 сентября 1892 г. в память преподобного Сергия. – М.: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1892.

4.       Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. – М.: Искусство, 1966.

5.       Раушенбах Б. В. Логика троичности // Вопросы философии. – 1993. – №3. – С. 63–70.

6.       Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Публичная лекция. – М.: Типография Сытина, 1916.

7.       Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. Переславль: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1997.

8.       Языкова И. К. Богословие иконы: Учебное пособие. – М.: Изд-во общедоступного Православного Университета, 1995.

Интернет-ресурс:

http://andrey-rublev.ru

www.hermitagemuseum.ru

Список иллюстраций

1.     Андрей Рублев. Святая Троица. 1425–1427 года. Государственная Третьяковская галерея. Москва

2.     Отечество. XIV век. Новгородская школа. Государственная Третьяковская галерея. Москва

3.     Робер Кампен. Троица. Створка диптиха. 1430-е годы. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

4.     Деревянные статуи немецких мастеров XIV в.

5.     Роберти Эрколи. Пиета. 1482 год. Галерея. Ливерпуль.

6.     Тициан. Пиета. 1576 год. Галерея дель'Академия. Венеция.

7.     Креспи. Пиета. 1626 год. Прадо. Мадрид.

8.     Микеланджело. Пиета. 1499 год. Собор Святого Петра. Ватикан.

9.     Микеланджело. Пиета Бандини. 1547–1555 года. Собор Санта Мария дель Фьоре. Флоренция.

10.                       Микеланджело. Пиета Рондании. 1552–1564 год. Костелло Сфорцеско. Милан.

Заключение

Все представленные выше занятия имеют общей целью приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, заложенных в традициях российского общества.

Особенностью занятий стало широкое привлечение произведений изобразительного искусства, дающих многообразие художественных образов, каждый из который может использоваться как дидактическая единица.

Исходя из опыта работы в разных образовательных учреждениях Министерства образования и Министерства обороны, можно сделать вывод, что рассмотренные занятия открывают перед воспитанниками широкие возможности не только приобретения знаний об духовно-нравственных ценностях, но и принятие их на эмоционально-чувственном уровне через получение впечатлений от «встречи с традицией» своего народа.

Возврат к списку

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар  Русская Православная Церковь Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия
 
Изборский клуб

   Родная Ладога